Малый бизнес в Карелии продолжают методично убивать. Помните, какой скандал разыгрался после того, как цена за киловатт энергии одним махом выросла в три раза? Тогда предприниматели готовы были чуть ли не штурмовать правительство. И вот – новый удар по малому бизнесу: подорожал так называемый ночной тариф.
В восемь раз
– У меня бизнес в городе Сортавала, – рассказывает предприниматель Виктор Артамонов. – Два магазина, фитнес-центр и офисные помещения. Почти десять лет назад меня убедили поставить так называемый двухтарифный счетчик, который мотает киловатты по двум тарифам – дневному и ночному. Причем ночной был в разы дешевле! Ночью ведь электричество почти никому не нужно, заводы не работают, вот электроэнергию, чтобы не пропадала, и продают по низким ценам.
Убедившись в выгодности ночного тарифа, Виктор Артамонов установил котельную, работающую от аккумулятора. Ему ведь нужно было обогревать помещения площадью полторы тысячи квадратных метров. В самые холодные зимние месяцы предприниматель платил за электроэнергию максимум 12 тысяч рублей. И вдруг в прошлом году Виктор Артамонов получил счет, сумма в котором была почти в восемь раз больше! Предприниматель возмутился: почему это теперь он должен выкладывать за электроэнергию почти по 100 тысяч рублей в месяц? Дешевый ночной тариф начал влетать в копеечку.
– В тот момент я был еще депутатом, поэтому, пользуясь своими полномочиями, попытался разобраться в случившемся, – говорит Виктор Михайлович. – Обратился в антимонопольный комитет – там мне сказали, что резкое повышение тарифа, скорее всего, незаконно. Потом я писал в Госкомитет РК по энергетике и регулированию тарифов (ныне Комитет по ценам и тарифам). Мне в ответ прислали какую-то глупость: мол, изменилась методика расчета для этого тарифа. Но если она изменилась еще в 2004-м, как они указывают, то почему только в 2009-м я на себе это ощутил?
Виктор Артамонов отправил обращение в прокуратуру, пожаловался на свою проблему на сайте президента. В итоге в Комитете по энергетике и регулированию тарифов Виктору Михайловичу объяснили: «сверху» пришло указание изменить ночной тариф. И ничего тут не поделаешь. Хотите – добивайтесь справедливости самостоятельно.
– И я буду добиваться, – говорит Виктор Артамонов. – Сейчас готовлю обращение в суд. Я считаю, что так «накручивать» тариф, которым изначально стимулировали малый бизнес, просто недопустимо.
Без света
«Жертвой» ночного тарифа стал весь город Сортавала, ведь местная администрация использовала этот тариф для уличного освещения.
– Как-то за год мы сэкономили 800 тысяч рублей, – вспоминает мэр города Николай Заяц. – В самые темные зимние месяцы платили по 110-120 тысяч рублей. Теперь платим 400 тысяч. Раньше разница между дневным и ночным тарифами была существенная, сейчас ночной всего процентов на 20 дешевле. А с нового года все будет еще хуже, ведь все юридические лица 100 процентов электроэнергии будут покупать по так называемым «нерегулируемым» ценам. То есть какую цену поставщики установят, за ту мы и купим. Фиксированных цен больше не будет.
В Карельской энергосбытовой компании от всех проблем, связанных с ночным тарифом, открестились. «Карельской Губернiи» объяснили: они лишь продают электроэнергию по уже установленным тарифам. Ничего нового не сказали и в Комитете по энергетике и регулированию тарифов, который сменил вывеску.
– Мы уже все указали в официальном ответе Виктору Артамонову, – заверила нас первый заместитель руководителя комитета Нина Васильева. – И добавить тут нечего. Методика расчета действительно изменилась. Почему? Это надо в Москве спрашивать, ведь такие вещи меняют на федеральном уровне.
Нина Васильева не отрицает, что новая методика может оказаться губительной для малого бизнеса. Впрочем, у нас в целом тарифы на электроэнергию для предпринимателей губительны.
– Мы неоднократно по этому поводу писали обращения в Москву, – говорит Нина Васильева. – И не только мы. Обращались и Союз промышленников Карелии, и многие другие организации. Пока все остается без ответа.
И все же сложно поверить в то, что наше правительство так бессильно, что не может повлиять на сложившуюся ситуацию. Хочет ли – другой вопрос. Ведь гораздо проще обмахнуться от таких, как Виктор Артамонов. Мол, защищайте себя сами, авось не пропадете.