Зловоние в подъездах дома №47 по улице Володарского не перебить никаким парфюмом. Виной тому – потекшая летом канализация. Решить проблему жильцы попытались с помощью федеральной программы проведения капитального ремонта, уж она-то с прогнившими трубами должна справиться.
Но не тут-то было! Злая коммунальная судьбина непредсказуема, как пьяный водитель. Капремонт обернулся тем, что в их доме до сих пор − через три недели после начала в городе отопительного сезона − холодные батареи.
В квартире пенсионерки Марии Александровны температура не превышает 12 градусов. Если включить обогреватель, тогда, конечно, потеплее. Но старенького радиатора хватает лишь на одну комнату.
− Надела на себя все, что есть, − жалуется Мария Александровна. − Несколько кофт, под валенками еще шерстяные носки, а все равно холодно! Обогреватель работает круглые сутки. Сколько намотает электричества за месяц, даже представить боюсь…
Боится не она одна. В «условно благоустроенных» квартирах люди с тоской смотрят на градусники и не расстаются с носовыми платками.
− У нас в квартире только что пар изо рта не идет! − возмущается одна из жительниц. − Обещают дать тепло к ноябрю, но что-то не верится. Быстрее всего простужаются маленькие дети, ведь под теплым одеялом их не удержишь и «народным средством» не согреешь.
А почему к ноябрю, спросит пытливый читатель. Ведь отопительный сезон-то вроде стартовал? Ответ: подавать тепло в дом физически невозможно, ведь трубы, по которым это тепло должно идти, демонтированы. Помните, мы говорили про капительный ремонт? Так вот работы начали, а заканчивать как-то не спешат.
– До сих пор не переведены на счет деньги, выделенные на капительный ремонт в рамках 185-го федерального закона, − объясняет представитель управляющей компании. − Крыша, тепловой и водяной розлив, электрика − все это обойдется в три миллиона рублей. Деньги находятся на бумаге, и пока не будет представлена техническая документация, городская администрация их не выдаст. А документации нет!
– Подрядчики начали ремонт на свои средства, ожидали, что им заплатят и они возместят убытки. Денег не платят, − повторяется работник управляющей компании. − Но подрядчик − фирма «Центр-ВСД» − обещал дать тепло в конце октября!
Участие в программе капремонта пока лишь навредило жильцам дома № 47. Прогнившая канализация как текла, так и течет. Чтобы зловонные воды в подвале не застаивалась, жильцы самостоятельно вывели наружу пластиковую трубу – пусть уж лучше на улице пахнет, чем в подъезде и квартирах. К слову, в смету капремонта канализацию вообще не включили. Внятно объяснить жителям, почему это произошло, так и не смогли. Управляющая компания всю вину возложила на мэрию − дескать, перечень работ составляет муниципалитет, а мы вообще не в курсе.
Возникли и проблемы с электричеством. Старенькая проводка не выдерживает нагрузки − обогреватели работают в каждой квартире круглые сутки. Владимир, один из жителей злосчастного дома, на днях вернулся из ремонтной мастерской: восстановление сгоревшего компьютера обошлось ему в полторы тысячи. Причина поломки − вылетевшие пробки. А на прошлой неделе целый подъезд два дня сидел без света, настолько серьезной оказалась очередная авария.
…На скорое завершение ремонта, судя по всему, жильцам рассчитывать не приходится. При этом условия федеральной программы таковы, что освоить средства на капитальный ремонт необходимо в рамках одного года, иначе их просто отберут. Попасть в списки заново практически невозможно. Между тем, что характерно, участие в программе для жильцов не бесплатное − они обязаны оплатить не менее 5% от стоимости ремонтных работ.
Кто же все-таки виноват? Управляющая компания, ни за что − по словам ее работников − не отвечающая? Мэрия, которая не перечисляет средства подрядчику? Подрядчик, чья медлительность оставила без тепла несколько сотен человек? Разобраться в этих хитросплетениях под силу только опытному юристу. Но без всяких юристов ясно: крайними, как всегда, остаются обычные жители.