Руководству Карельской государственной академии стоило бы поберечься: похоже, грядет студенческий бунт. Всему причиной – выросшая почти в четыре раза плата за общежитие. Молодежь негодует и призывает прокуратуру разобраться, куда идут их деньги.
Интернет, которого нет
«Карельская Губернiя» уже писала о том, что студенты из общежитий теперь обязаны возвращать академии почти половину стипендии. Руководство КГПА оправдывается: бюджетное финансирование сократилось, на содержание общежитий денег нет. Меры приняты вынужденные, но необходимые: отныне студенты в прямом смысле будут сами себя содержать.
Однако по закону студент должен платить за общежитие не больше пяти процентов от размера стипендии в месяц. Эти пять процентов взимаются за основной пакет услуг, куда входят так называемая «коммуналка», электроэнергия, обеспечение мебелью и прочим инвентарем, охрана и т.д. Вот и непонятно, почему студентам КГПА предлагают платить за все вышеперечисленное в тройном размере.
– Нас заставляли подписывать два документа: первый – за койко-место, второй – за дополнительные услуги. Почему-то отопление, освещение, вода и все прочее нам подаются именно как «дополнительные» услуги,– возмущается студент Вадим. – При этом сначала в договоре даже указали доступ в Интернет, которого у нас отродясь не было. Потом эту графу из текста вычеркнули. Смешно!
По рассказам, договоры подписывались в спешке. Заселявшихся в общежитие студентов ставили перед выбором: либо подписываешь договор с новой суммой оплаты, либо выселяешься.
– Я приехала с вещами утром, – рассказывает студентка 4-го курса Ольга. – В договоре за мою «двушку» была прописана сумма – 1148 рублей. Я возмутилась и отказалась что-либо подписывать. Студенты и так бедны как церковные мыши! Часа через два ко мне приходят с новым документом – 682 рубля. И хоть бы объяснили, откуда такие расчеты!
За что платить?!
В конце каждого учебного года студенты выселяются из общаги, а в сентябре вновь подписывают документы на заселение. При этом необязательно, что их поселят в ту же комнату, где они жили и в прошлом году. Студенты рассказывают случай. Девушка на свои деньги полностью отремонтировала комнату, постелила линолеум, покрасила окна, а ее на следующий год переселили на другой этаж. И жаловаться бесполезно.
В общежитии на улице Герцена охрана даже не проверяет документы у корреспондента «Карельской Губернiи». Студенты горько усмехаются: по выходным в общаге кого только не встретишь – проходят все кому не лень. Между тем за так называемый пропускной режим со студентов требуют по 150 рублей в месяц.
Общежитие запущенно: некрашеные стены коридоров, обшарпанные полы, на дверях комнат – навесные замки. На одной из кухонь работают лишь две конфорки: после пар студенты выстраиваются в длинную очередь, чтобы приготовить поесть. Та же история и с кабинками туалетов, и с раковинами. Из четырех работают только две. Общий душ – отдельная тема. Отверстия для слива воды наглухо забиты волосами, и вода стоит в душевой по нескольку дней.
– И о каких «дополнительных» услугах может идти речь? Не работает практически все: от лампочки в туалете до крана на кухне, – возмущаются студенты. – За что платить?!
Студенты академии молчать не стали: создали инициативную группу, написали обращение в отдел по работе со студентами КГПА. Около сотни подписей – свидетельство того, что ребятам не все равно, как с ними обращаются. Однако их пыл быстро остудили – как раз в том отделе, куда они обратились за помощью.
– Мы пришли отдать заявление, но нас никто даже не стал слушать, – жалуются студенты. – Перед нами закрыли дверь, отправив к ректору (ректор КГПА – Сергей Гриппа. – Прим. авт.). Сергея Павловича на месте не оказалось, зато нас встретила новая дубовая дверь его кабинета.
Заявление все же приняли. Отдел по работе со студентами пообещал официально ответить через месяц. То есть тогда, когда половина еще одной их стипендии уйдет непонятно на что.
Сейчас активисты горько усмехаются и ждут репрессий.
«Гневно-слезные» письма
«Карельская Губернiя» встретилась с проректором по воспитательной работе КГПА Ириной Даниловой. Она отказалась комментировать общеизвестный пункт закона, что студент-бюджетник не должен платить за общежитие больше пяти процентов от размера месячной стипендии.
– Вы все время пытаетесь нас на чем-то поймать, поэтому лучше сразу к нашему юристу. Это не моя компетенция – еще чего-нибудь скажу «на эмоциях». Потом, знаете, все ведь относительно. Давайте эти 800 рублей разделим на 30 дней – по 30 рублей с человека в сутки. Сколько стоит чашка кофе в «Парижанке»? 50 рублей. Все относительно.
– Студентов мы в общежитиях не запугиваем, – заверила Данилова. – Если речь и шла о выселении, то, скорее всего, комендант угрожал должнику или дебоширу. Точно так же я впервые слышу о сумме в 1148 рублей за комнату. Таких расценок у нас никогда и не было! Скорее всего, комендант просто ошиблась.
Ирина Данилова заверила, что уже зимой в общежитии на ул.Герцена начнется ремонт пятого этажа, планируется открытие мужского душа. Очень гордится академия и профилакторием для студентов, который находится в этом здании.
– Все это хорошо, но те же студенты возвращаются из профилактория в кишащие тараканами комнаты. – Какое тут здоровье? – спросила «Карельская Губернiя».
– Два раза в год мы проводим в общежитиях дезинфекцию, – парирует Данилова. – Однако рядом же и другие жилые дома находятся, порой сами студенты из дома тараканов в белье привозят…
Затем «Карельская Губернiя» отправилась на собрание: ректор КГПА Сергей Гриппа пригласил студентов обсудить проблему. Корреспонденту были не рады – редакцию даже попытались обвинить в «разжигании социального конфликта».
– Москва снизила наши расходы, – объяснял Гриппа. – Если мы заявляли на этот год смету в 16 миллионов рублей, дали нам только 1,8 миллиона. Что можно сделать с этими деньгами? Мы за один только вывоз мусора в год платим 1,3 миллиона! И что делать в этой ситуации, где брать деньги?!
– Мы все понимаем, но зачем сразу трясти их из студентов? – спросили из зала.
– Мы написали в Министерство образования и науки восемь писем! – ответил Гриппа. – И на все пришел отрицательный ответ. На последнее письмо, гневно-слезное, нам ответили: «Работайте в рамках своей сметы и гасите свою задолженность из внебюджетных средств». К прежней сумме оплаты мы не вернемся, иначе просто не выживем.
Впрочем, многих студентов не устроили объяснения. Активисты уже заявили: если руководство вуза не пойдет навстречу, они напишут президенту Медведеву и в прокуратуру.