

«Что нам стоит дом построить? Нарисуем – будем жить!» – эти слова из известной песенки всем нам знакомы с детства. Однако если бы качественное строение можно было просто нарисовать, архитекторы заскучали бы. О своей творческой, но совсем непростой профессии «Карельской Губернiи» рассказал главный архитектор Петрозаводска – Евгений Таев.
Парень из деревни
– В школе вы, наверное, хорошо рисовали?
– Возможно, чуть лучше, чем остальные. В деревенской школе нас было всего три человека в классе. А в школе чуть больше 20 человек. Все друг друга знали. Представьте картину: сидишь на уроке, учитель рассказывает новый материал, а на улице мороз, в печке потрескивают дрова – почти классический сюжет из жизни какой-нибудь земской школы позапрошлого столетия. Правда, школу после шестого класса закрыли. Пришлось ездить в другую, за 20 км от дома, и жить в интернате. Но я считаю, это было даже полезно. Люди, привязанные к дому, не всегда легко потом с ним расстаются.
– В каком доме человеку лучше живется?
– Я как человек, родившийся в деревне, считаю, что каждому нужен собственный дом. Хотя у кого-то на этот счет может быть другое мнение. Я родился в Заонежье, в деревне Кузаранда. Это достаточно протяженная вдоль берега Онежского озера деревня. Как в городе есть много улиц, так и Кузаранда включает в себя много мелких деревушек. Получается такой «куст» деревень. Мы с семьей жили в большом деревенском доме, объединенном с сараем, хлевом, сеновалом. Дом, к сожалению, сгорел. Родителей моих сегодня тоже уже нет в живых. Мама у меня работала продавцом, отец – в Онежском техническом участке, занимался навигационным обслуживанием судоходных фарватеров. В детстве я с ним часто выходил в озеро, и пока они обследовали всевозможные маяки и створы, я осваивал новые острова и побережья заонежского залива. У нас во время Великой Отечественной на островах проходили военные действия, с тех пор там осталось много траншей, землянок, даже бетонные доты сохранились. Для мальчишек это отличные декорации для постановки военных действий.
– Как из мальчишки, играющего в войну, стали архитектором?
– После школы я окончил Ленинградский архитектурный техникум, отслужил в армии. А потом уже приехал в Петрозаводск. На тот момент Карелгражданпроект – проектный институт, где я начал работать, – был ведущей проектной организацией республики. И, надо сказать, там я прошел очень хорошую школу. Работал в архитектурной группе Александра Андреевича Борщевского, который вскоре стал главным архитектором города. Параллельно окончил строительное отделение Петрозаводского государственного университета.
О некачественной архитектуре
– Как относитесь к критике?
– Наверное, никто из нас не скажет, что ему нравится, когда его критикуют. Но я стараюсь к критике относиться спокойно. Главное, как мне кажется, не реагировать на нее моментально. Выдержать паузу, «переварить» все замечания. Постараться найти конструктивные моменты. И если они есть, то конечный результат после переработки только выиграет.
Что касается удачных и неудачных проектов, то большинство нормальных людей никогда на сто процентов не довольны своей работой. Лишь потом начинаешь замечать недостатки. Если заново проектировать уже построенный объект, многое сделаешь по-другому.
– Что или кто влияет на архитектурное решение объектов?
– Многие факторы влияют, в частности, позиция заказчика. Архитектор и заказчик должны быть единомышленниками в этом смысле. Они оба должны быть заинтересованы в конечном результате, доверять друг другу. Только в этом случае может получиться качественный продукт. Конечно, при условии, что и архитектор способен генерировать конкурентные идеи. Достаточное финансирование стройки – тоже немаловажная составляющая. Даже при скромном бюджете за черту финансового минимума переходить нельзя. Когда пытаешься анализировать, что не нравится в современной архитектуре, понимаешь – качество. Дешевые материалы, некачественные витражи и т.д. Хотя бывает некачественным и само архитектурное решение. Как этого избежать? Любым делом должны заниматься профессионалы, нельзя допускать к делу дилетантов.
– Чего Петрозаводску не хватает?
– Сегодня, в первую очередь, дорог. В часы пик пробки в городе – это уже норма. Нужно развивать транспортную инфраструктуру. Строить новые дороги, расширять существующие, где-то ограничивать движение транспорта, делать парковки, велодорожки. Хотя, например, крытые парковки у нас не очень охотно строятся. Инвесторы, видимо, считают, что они нерентабельны.
Что касается расширения дворовых территорий, то это во многом в руках самих жителей. Каждый многоквартирный жилой дом имеет свой земельный участок. Если собственники примут решение, они могут реконструировать свою территорию. Но только в соответствии с существующими нормативами. Чтобы устройство автостоянки было выполнено не в ущерб детской площадке, например. Кстати, жильцы многих домов обращаются в администрацию города за подобными разрешениями и реконструируют свои дворы.
В Петрозаводске комфортно!
– Есть ли у вас архитектурная мечта?
– В одном из интервью у меня спросили, где в городе самая интересная площадка для архитектурного творчества. Я сказал, что это территория Онежского тракторного завода. И так случилось, что в недавно проведенном архитектурном конкурсе на реконструкцию Александровского завода победил именно наш проект. Надеюсь, что все задуманное нам удастся реализовать.
– Расскажите о ваших архитекторских фантазиях.
– Фантазировать можно бесконечно. Главное, чтобы идеи были креативными, интересными, и не только для тебя самого. В те давние годы, когда компьютеров еще не было и все работали за кульманами – такие большие чертежные доски, я на своем кульмане нарисовал какой-то нереальный, если хотите, сумасшедший фасад. Подходили коллеги-архитекторы, смеялись, и каждый дорисовывал на свободном месте свой архитектурный шедевр. В результате получился целый фантастический город, где каждое здание было абсолютно индивидуально. Вот вам и пример непроизвольной коллективной фантазии.
– Представилась бы возможность, переехали бы вы в любой другой город?
– Сложно сказать. Думаю, что нет. Как-то в одной из телевизионных передач про животных показывали, как видит мир обычная муха. Все движения, как в замедленном кино. Чай наливается очень медленно, как густое масло. Рука с мухобойкой медленно заносится над мухой... Когда я был питерским студентом и приезжал в Карелию, жизнь в Петрозаводске мне казалось такой же замедленной, вялотекущей...
Мне нравится наш город, у него, на мой взгляд, более человечный масштаб да и, пожалуй, жизненный ритм более комфортный. И, кроме того, у него еще очень большой нераскрытый потенциал. Я считаю, что для творческого человека это очень важно.