В Военную прокуратуру Петрозаводского гарнизона обратились пограничники-контрактники, служившие в Костомукше. Они пожаловались: их начальник майор Алексей Пучков регулярно заставляет контрактников выполнять работу, не относящуюся к их должностным обязанностям. Пограничники на протяжении нескольких лет чистили снег, убирали мусор и даже помогали строить кое-какие сооружения на даче бизнесмена Владимира Брандаусова. Ребята долго терпели, хотя работать приходилось даже в выходные дни. Потом все-таки не выдержали. В прокуратуре возбудили уголовное дело, началась проверка.
На днях в «Карельскую Губернiю» обратился Константин Иванов, адвокат майора Алексея Пучкова. Он утверждает: в истории замешаны высокопоставленные лица. А Пучков лишь исполнял приказы…
Велели помогать
Алексей Пучков – пограничник в третьем поколении. На благо родины служили и его дед, и отец. В Карелию Пучков, тогда еще капитан, приехал в 2006 году. Его назначили на должность коменданта Пограничной комендатуры Костомукши. После военной реформы он стал начальником отделения.
По словам адвоката, как только Пучков приступил к службе, начальство его инструктировало: есть такой человек – Владимир Брандаусов, ему надо во всем помогать. В том числе и на даче, которая располагается недалеко от зоны пограничного контроля пропускного пункта «Люття». Хотя просто дачей назвать это сложно. На мысе разместились дом, бильярдная, несколько бань, гараж, дизельная подстанция и даже отдельно стоящий рабочий кабинет хозяина.
Недалеко от участка Владимира Брандаусова находится дачный кооператив СНТ «Люття». Дачники-ветераны погранвойск уже несколько лет пытаются добиться, чтобы к ним в кооператив провели свет. Они даже судились по этому поводу. Но пока к недавно отремонтированной линии электропередачи подключен только участок предпринимателя Брандаусова. А «простые смертные» сидят без света.
Адвокат Константин Иванов объясняет: его подзащитный неоднократно видел предпринимателя Брандаусова в компании высокопоставленных лиц.
Да и начальник Пучкова, руководитель Погрануправления России по Карелии генерал Иван Узиков якобы часто бывал у Брандаусова в гостях и даже однажды подарил бизнесмену на день рождения букет из 101 розы. Кроме того, Брандаусов неоднократно летал на вертолетах пограничной авиации (в том числе за границу), хотя гражданских лиц в них вообще нельзя пускать. По поводу этих полетов в Военной прокуратуре Петрозаводского гарнизона сейчас идет проверка.
Прибавьте ко всему этому «крутые» номера на машине предпринимателя, его многочисленные фотографии в кругу сильных мира сего, а также наличие засекреченной связи и прямой связи с Москвой. В Костомукше упорно ходят слухи о том, что Владимир Брандаусов находится в родственных связях с генералом Владимиром Проничевым, первым заместителем директора ФСБ России и руководителем пограничной службы нашей страны!
Сомнений нет
Поначалу «дополнительные» обязанности майора Пучкова не особо тяготили. Брандаусов редко обращался за помощью. Но с осени 2008 года просьбы стали повторяться с завидной регулярностью, в среднем раз в неделю. Контрактники начали возмущаться. Порой они и вовсе отказывались работать. Тогда Алексей Пучков вместе со своим заместителем Андреем Лисянским сами отправлялись на участок Брандаусова. Ведь для военных не выполнить приказ – преступление.
В конце 2008 года в распоряжение отделения Алексея Пучкова поступили четыре снегохода: две «Тайги» и два «Барса», а также новенький УАЗ «Патриот». Генерал Узиков приказал разместить технику на дачном участке Брандаусова. Ключи от снегоходов и машины отдали хозяину дачи. И это несмотря на то, что у пограничников имелись свои гаражные боксы. Пользоваться снегоходами и машиной было проблематично, так как ключи от ворот дачи Брандаусов никому не давал. У Алексея Пучкова они впервые появились только летом 2010 года. Предпринимателю пришлось передать ключи майору: началось строительство новой ЛЭП, и нужно было, чтобы кто-то запускал электриков на территорию дачи. А когда приехала проверка, пограничникам велели убрать всю технику с дачного участка и поставить в свои гаражные боксы.
Адвокат подчеркивает: вышестоящее начальство майора было в курсе дела. Когда контрактники в очередной раз начали возмущаться, майор еще раз уточнил у генерала Ивана Узикова, все ли он делает правильно. Узиков заверил: это мой приказ, так что все нормально.
Чья вина?
Обращение контрактников в прокуратуру стало полной неожиданностью для Пучкова и его заместителя Андрея Лисянского. Майор взял часть вины на себя. Он был уверен, что генерал Узиков как честный человек поступит точно так же. Но не тут-то было. Иван Узиков уверял: никаких приказов он не давал, а с Брандаусовым почти не знаком. Бизнесмен же поначалу заявил: Пучков сам попросил «для удобства» поставить на его дачном участке снегоходы и УАЗ «Патриот». Ключи от ворот дачи якобы всегда были у майора, да и чистили пограничники не весь дачный участок, а только там, где располагались снегоходы.
Пучков понял – его предали, и сам попросил следователя допросить его. По словам Константина Иванова, майор не собирается брать всю вину на себя. Бывший заместитель Пучкова не стал «сдавать» командира. Андрей Лисянский подтверждает: они лишь исполняли приказы и о каждом обращении Брандаусова докладывали вышестоящему руководству.
Начальники Пучкова заняли нейтральную позицию: мол, мы не можем сказать, были какие-то приказания или нет. Но заявить прямым текстом, что Пучков врет, никто не решается.
– Адвокат Ивана Узикова сейчас пытается настоять на том, что все это были не приказы, а просьбы. Но в военном уставе нет такого понятия, как просьба, – говорит Константин Иванов.
А вот по поводу приказов в уставе все прописано четко. Приказ должен быть выполнен точно и в срок, его обсуждение и критика недопустимы. Если же военнослужащий считает приказ несправедливым, обжаловать его можно… только после выполнения!
Сейчас всех контрактников, работавших с Алексеем Пучковым, «раскидали» по другим районам Карелии. Самого майора пока перевели в Суоярви. Если признают виновным, его карьера, скорее всего, закончится.
– Конечно, по уставу уволить военного можно, только если он получил реальный срок, – отмечает Константин Иванов. – Однако пограничные войска – структура своеобразная, тут могут не простить даже штраф.
Следователь Военно-следственного отдела по Петрозаводскому гарнизону Рамис Расулов, занимающийся этим делом, пока отказывается давать какие-то комментарии. «Карельская Губернiя» попыталась связаться с другим фигурантом этой некрасивой истории – генералом Иваном Узиковым. Сначала Иван Михайлович согласился поговорить. Но вместо него нас встретил его заместитель Владимир Митрейкин. Он объяснил: начальнику управления нечего сказать. Проблемы как таковой нет.
– В данной ситуации нам бы не хотелось выступать в роли оправдывающихся. Все вопросы, касающиеся вертолетов и снегоходов, нужно задавать следователю, а не нам, – отметил Владимир Митрейкин. – Некоторых нюансов и нормативных актов Пучков мог просто не знать. Это уголовное дело длится уже долго. Мы же заинтересованы в том, чтобы процесс как можно быстрее завершился и ждем решения суда.
«Карельская Губернiя» будет следить за развитием событий.