Когда в редакцию позвонила жительница Сегежи и стала рассказывать о тяжелой жизни без холодной воды в доме, я сначала даже не удивилась. Непросто, конечно, без водопровода, но многие живут в частном секторе и пользуются водой из колонок. Мне даже в голову не пришло, что речь идет о благоустроенных пятиэтажках. Их жильцы уже не мечтают о горячей воде. Холодная была бы…
Грязные дети
В городе Сегеже есть небольшая улочка – Лейгубская. Там стоят всего четыре пятиэтажных дома и неподалеку – колония и следственный изолятор для заключенных. Эти дома строились для семей работников колонии. И все было замечательно – улочка чистенькая, все друг друга знают, свой уютный детский сад, автобус для школьников – в общем, красота, а не жизнь. Но времена меняются, и около десяти лет назад эти дома перешли в ведение муниципалитета. Тут-то все и началось.
Жители Лейгубской улицы в один голос утверждают, что не раз жаловались и в администрацию, и в прокуратуру, и писали письма в правительство Карелии – толку никакого.
– В администрации каждому говорят: мол, только вы жалуетесь, у остальных все нормально и вода есть, – рассказывает пенсионерка Валентина Ивановна. – Вообще от нас все только отпихиваются, уже который год обещают, и ничего не меняется. В этом году сказали, что вода нормально пойдет 1 марта, потом перенесли на середину апреля, теперь на «после праздников», и, судя по всему, лето мы будем жить без воды. Ведь у чиновников логика простая – зачем нам летом вода, если все равно все на дачах?! Нет, они, конечно, что-то делают – проложили новый водопровод зимой. Но как? В мороз 35 градусов рыли, где могли, и теперь где-то валуны торчат, где-то земля просела, будто здесь военные действия были.
– Старый водовод пришел в негодность из-за того, что проходил через болото, – поддерживает разговор еще одна жительница Лейгубской Ольга Карловна. – В 2002 году хотели даже объявлять чрезвычайное положение, и с тех пор мало что изменилось. Да, этой зимой проложили новый водовод – пластиковые трубы зарыли в землю без всякой изоляции. Что из этого может получиться? Может быть, это новые технологии, может, так и надо, но вода не появилась. Теперь в администрации говорят, что нужны еще деньги на установку насоса… Никто из жителей уже не верит словам чиновников. Хочется и себя уважать, но устаешь и снова идешь просить. А как иначе? У женщин истерики – посуда, белье грязное, стиральную машину не включить, дети ходят грязные – в тазике не намоешь толком. Частенько бывает и так: моешься в душе, только намылишься, а вода закончилась. Стоишь и думаешь – плакать тебе или смеяться? За столько лет научились уже не плакать. Все это сказывается и на отношениях в семье.
– Мне 60 лет. Приехали внуки в гости, а в туалет не сходить, потому что воды нет, – продолжает Валентина Ивановна. – Вы верите, я снег топила и теперь знаю, что из двух ведер снега получается полведра воды.
И другие жители Лейгубской, как только в кране появляется тонкая струйка воды, тут же набирают ее во все емкости. Два тазика с водой – непременный атрибут многих квартир. В одном руки моют, в другом ополаскивают, и просто так воду никто не выливает – дожидаются, когда ее можно будет использовать по назначению в туалете.
Даже плохо верится, что такое может происходить в районном центре, в благоустроенных домах и в наше время, когда только ленивый не рассуждает о высоких технологиях и внедрении в жизнь суперсовременного оборудования.
Вода уходит в землю
Конечно, мы поговорили и с администрацией города, и с руководством УФСИН. Картина получается следующая. Заместитель главы Сегежского городского поселения Алексей Сидоренков долго объяснял про нитки водопровода, давление воды и насосы. А также о том, что УФСИН закон не писан и проверить, что происходит на территории режимного учреждения, городские власти никак не могут. А вдруг заключенные просто не включают насос?
– Мы решили разработать проект водовода в обход территории тюрьмы, – говорит Сидоренков. – Подготовили проект, писали заявки в правительство Карелии на участие в адресных программах, обращались и к прежнему, и к нынешнему губернаторам – никакого результата. Поэтому делаем своими силами. Осталось установить насос, и все будет хорошо.
Заместитель начальника УФСИН по РК Андрей Ведерников рассказал, что снабжение улицы Лейгубской холодной водой полностью находится в ведении администрации Сегежского городского поселения.
– Тот насос, который стоит на территории колонии, может поднимать воду до 15 этажа, – комментирует заместитель начальника УФСИН. – Значит, где-то есть прорывы в муниципальных сетях. И по тепловым сетям, которые идут на Лейгубскую, все время наблюдаются большие теплопотери, аварии подолгу не устраняются, вода уходит в землю.
Понятно, что у любого чиновника найдется множество причин, из-за которых что-то не получается сделать. Но, господа, сколько можно? Люди же не просят вас поставить им золотые унитазы, а всего лишь – наладить элементарное водоснабжение. Вы же сказали: надо поменять стояки в домах – они поменяли. Вы сказали: по статье «капремонт» надо собрать деньги на новый водопровод – они собрали. Теперь снова надо собирать деньги на насос? Вы понимаете, что люди устали вам верить? Они выбились из сил, пытаясь добиться от вас решения простой проблемы. И в этом случае кивки друг на друга, сетование на отсутствие помощи республиканских властей не имеют никакого эффекта. Сделайте уже что-нибудь, чтобы жители вашего города тоже почувствовали себя людьми.