Вот уже больше недели трагедия под Бесовцом является самым обсуждаемым событием не только в Карелии, но, наверное, и в России. Сейчас в качестве основной причины ужасной катастрофы называют пресловутый «человеческий фактор». Говорят об ошибках, которые совершил командир корабля. Диспетчер рассказывает, как просил его пойти на второй круг, но тот не послушался. Специалисты не понимают, зачем, не видя землю, он начал снижение? В народе слышны разговоры, что «из-за одного негодяя погибло столько людей»… Но командир корабля Александр Федоров не был самоубийцей.
Вчерашний день
По словам летчика, хорошо знавшего Федорова, это был очень опытный и чрезвычайно осторожный пилот. Проще всего, как обычно, списать все на «стрелочника» и закрыть тему. Но мы уверены: в причинах бесовецкой трагедии нужно очень серьезно разбираться. И, в частности, необходимо понять, почему опытный и осторожный летчик на исправном самолете не долетел 700 метров до торца посадочной полосы, оказавшись при этом еще и в 300 метрах справа от нее? Так ли хорош аэродром «Бесовец», как о нем принято было в последнее время говорить? Или все-таки нехорош?
Сразу после аварии появилась информация о том, что на посадочной полосе погасли огни и это могло послужить причиной катастрофы. Вскоре эту информацию опровергли, объяснив, что комментаторы путают причину и следствие. Не самолет разбился из-за потухших огней, а огни потухли из-за того, что снижающийся не в том месте Ту-134 порвал линию электропередачи. А губернатор Карелии и вовсе заявил, что бесовецкий аэропорт освещен на уровне европейских стандартов. И с этим мало кто спорит. После того как в январе 2009 года самолет со спешащим на Рождественский молебен Путиным сделал чуть ли не пять кругов над Петрозаводском, не в силах обнаружить посадочную полосу в Бесовце, карельские власти установили на аэродроме качественные светосигнальные огни. Но беда в том, что для нормальной посадки одного освещения мало.
По словам летчиков, имеющих опыт приземлений на этом аэродроме, несмотря на то, что аэропорт «Бесовец» имеет статус международного, система посадки на нем уже давно морально устарела. Там используется так называемая система ОСП: в 1 километре от аэродрома установлена ближнеприводная радиостанция, в 4 километрах 300 метрах – дальнеприводная. Самолет пеленгует исходящие от них радиоволны и таким образом ориентируется в пространстве. Подобное оборудование, утверждают летчики, применялось еще во времена Второй мировой войны, сегодня оно может использоваться как дублирующее, но иметь его в качестве основной системы посадки просто опасно. Все пилоты, которые проходили тренинги на бесовецком аэродроме, знают, что при посадке по приборам самолет там уводит вправо от полосы на 2-3 градуса. Нет в Бесовце и современной системы навигации. Эти особенности нашего аэродрома нужно знать, но по трагическому стечению обстоятельств экипаж Ту-134 летел к нам впервые.
Ничего не видно
Раз командир корабля вел самолет на посадку, значит, с земли ему сообщили, что показатели минимума погоды соответствуют норме. Как объясняют летчики, чем хуже оснащен аэродром, тем минимум должен быть выше. В Бесовце он один из самых высоких в стране. Горизонтальная видимость при посадке там должна быть более двух километров, а вертикальная обязана превышать сто метров. Наверное, когда Ту вылетал из Домодедово, туман над Петрозаводском был еще не столь плотным, но есть большие сомнения, что к полуночи в районе Бесовца можно было увидеть что-либо на расстоянии в два километра. Во всяком случае, по утверждению штурмана авиаотряда аэродрома «Пески» Сергея Андруневича, на их аэродроме, расположенном всего в 9 километрах от Бесовца, зона прямой видимости в те минуты не превышала и 400 метров. Кроме того, еще за час до трагедии из-за плохой погоды были прерваны учебные полеты военных самолетов, а у них, по утверждению Андруневича, и наземная система посадки точнее, и экипажи их специально готовят в более экстремальных условиях.
Одним словом, люди, имеющие отношение к авиации, допускают, что экипаж Ту-134 был введен в заблуждение относительно состояния погоды в ту злополучную ночь. Может быть, диспетчер просто дублировал сведения, полученные от Гидрометцентра, но, похоже, они не соответствовали действительности. Выводя самолет за нижнюю кромку облаков, пилоты были уверены, что до земли еще не менее 100 метров, в то время как реальная высота могла быть уже гораздо меньше.
– Ясно, – говорит Андруневич, – что, не увидев землю, командир не должен был продолжать идти на снижение. Скорее всего, он нарушил правила посадки, предписанные системой ОСП. Но возникает вопрос: произошла бы эта трагедия, будь бесовецкий аэродром оснащен более современно?
Хлам за 30 миллионов
Губернатор Карелии Андрей Нелидов в одном из телекомментариев назвал происшедшую трагедию платой за цивилизацию. В чем же, кроме светосигнальных огней, выражается эта цивилизация? Или ни на что другое у нас как всегда не хватает денег? Но ведь это не так. Известно, что только в этом году на аэропорт был выделен 31 миллион рублей. Однако деньги эти были потрачены не на оснащение аэродрома новым посадочным оборудованием, а на приобретение двух старых самолетов Ан-28. Вроде бы для тушения лесных пожаров.
– По сути, Министерство экономического развития, в ведении которого сейчас находится аэропорт, купило металлолом, – возмущается Сергей Андруневич. – Ан-28 не приспособлен ни для выброса парашютистов, ни для тушения лесов с воздуха. Валентин Луцевич (министр экономического развития. – Ред.), выступая на телевидении, заявил, что никто и не собирался тушить при помощи этих самолетов пожары. Их, оказывается, приобретали для авиаперевозок. Но ведь самолеты уже при покупке были неисправны. Один из них просто не мог летать, у него нужно менять двигатель, и только на это уйдет минимум 5 миллионов. А всего, чтобы поднять эти самолеты в воздух и сертифицировать карельские аэропорты, потребуется порядка еще 27 миллионов рублей. Не говоря о том, что красная цена такому самолету – 11 миллионов рублей, а купили их по 15 миллионов 250 тысяч каждый. Сейчас ведется следствие.
«Карельская Губернiя» обратилась в правительство РК с вопросом, почему, вместо того чтобы приобрести более современную и безопасную систему посадки, оно предпочло купить старые, неисправные самолеты да еще и по завышенной цене? На это из Министерства экономразвития нам ответили, что «аэродром «Бесовец» имеет свидетельство о государственной регистрации и годности к эксплуатации» и еще там «завершена реконструкция существующего здания временного терминала аэровокзального комплекса». Получили, в общем, исчерпывающий вопрос по существу.
Скупой платит дважды. Наверное, установка современной системы посадки стоит более 31 миллиона, но прибавим к ним еще 27 и еще 50, которые наше правительство нашло для семей погибших… Не лучше ли было потратить эти деньги сразу, но избежать жертв? Экономя на человеческой безопасности, власть в итоге проигрывает.
Может быть, часть вины за тот ужас, который постиг семьи 52 человек, и лежит на несчастном Александре Федорове – летчике, оказавшемся в плохое время в плохом месте. Он уже заплатил за свою ошибку страшную цену. И, кажется, не стоит делать его в этой истории самым крайним.