Общество Вместо яхт одни заборы

Александр Фукс
№28 (790) 13.07.2011

Петрозаводский пляж на улице Московской отдадут в частные руки. Если верить обещаниям мэрии, здесь построят яхт-клуб и обустроят прогулочную зону. Между тем за последние четыре года отдали уже больше 20 прибрежных участков – и все под яхт-клубы. Но парусов так и нет, а вот коттеджи с видом на озеро вполне могут появиться.

Участок Маслякова?

Яхт-клуб Петрозаводску обещали еще в 2004 году в районе улицы Ригачина. Как уверяли власти, некий московский инвестор вложит более миллиона рублей в строительство. На берегу должны были появиться стоянка на 50 яхт и катеров, гостиница, бар, ресторан, домики для проживания членов клуба, спортивная гостиница, футбольная и волейбольная площадки, теннисный корт. А также детская спортивная школа, где будут обучать парусному спорту. С тех пор прошло шесть лет. Сейчас у участка уже совсем другой владелец, не так давно там техника начала копать землю. Но под что копают – непонятно, никаких информационных щитов там нет.

Еще один прибрежный участок в районе порта «Петушки» просто огорожен забором. Поговаривают, что этим земельным наделом владеет экс-мэр Петрозаводска, а ныне глава Рослесхоза Виктор Масляков. Что ж, вполне возможно. Тем более яхта у Маслякова действительно есть.

По словам председателя Федерации парусного спорта Карелии Федора Смирнова, ни на одно выделение участка якобы под яхт-клубы их не приглашали и не советовались.

– А я же могу определить, кто под дачу себе берет, а кто действительно под яхт-клуб, – замечает Федор Смирнов. – Построить яхтенную стоянку – безумно дорогое удовольствие. Большая часть расходов – это непосредственно береговые сооружения. Как говорят специалисты, легче построить пятиэтажное здание.

– Яхт-клубы у нас совершенно нерентабельны. Нет у сформировавшегося рынка такого количества судов, – говорит руководитель морского клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев.

В целом по России содержание яхт-клуба, если нет побочного бизнеса, – дело убыточное. А вот в соседней Финляндии клубы поддерживает государство: на бюджетные деньги, как правило, строятся дорогостоящие гидротехнические сооружения.

Если вы не олигарх, то на взятом участке можно построить и что-нибудь попроще, домик, например.

– Ведь можно построить что угодно и назвать это яхт-клубом. Поставьте свою лодку, лодку приятеля и одну детскую – вот и все, – говорит председатель Федерации парусного спорта Карелии Федор Смирнов, – стройте жилой дом. И как отличить: клуб это или дом? Вполне возможно, люди, взявшие эти участки, просто выжидают, ищут брешь в законодательстве.

– Как в Москве это делается: выкупили участки якобы под яхт-клубы, поставили две-три лодки, а дальше построили для себя, – вторит Виктор Дмитриев.

Прогулочная зона

Как говорят профессионалы, место для очередного яхт-клуба на набережной Варкауса выбрано не совсем удачное.

– В яхтенном порту в Песках есть естественная загубина озера, где не надо закрываться от штормов, – говорит руководитель морского клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев. – На Варкауса же естественной защиты нет, то есть строительство будет сложнее.

Кроме того, понадобится углублять дно. Как считает Дмитриев, 8 гектаров только для яхт-клуба – это много. Так что, вероятнее всего, на территории появятся кафе и рестораны.

Казалось бы, прелестная затея с яхт-клубом вызвала настороженность среди горожан. Люди опасаются, что набережная Варкауса превратится в закрытую, обнесенную забором зону, где им больше не удастся ни самим пройтись, ни собачку выгулять.

– Ну почему же мы всегда ищем в мэрии врага? – успокоил сомневающихся начальник Управления природных ресурсов Петрозаводской мэрии Игорь Фадеев. – Сегодня по этой необустроенной территории даже ходить невозможно, а когда появится яхт-клуб, то там будет и пройтись приятно, и посмотреть на что. На территории яхт-клуба будут прогулочная зона, красивый вид на яхты.

Сейчас участок на набережной Варкауса готовят на торги. Правда, имени богатого инвестора чиновники не называют. На время строительства все 8 гектаров обнесут забором. И сколько он простоит, никто не знает. Учитывая стоимость строительства, похоже, о прогулках можно забыть надолго.