Почти каждую неделю в Петрозаводске падают аварийные тополя. Совсем недавно дерево на улице Краснодонцев чуть было не придавило женщину, гуляющую с собакой. Сегодня в городе больше 10 тысяч аварийных деревьев. Ждем трагедии?
Скидывайтесь – спилим
Жители дома № 41 по улице Кутузова отлично помнят тот злополучный день: во дворе раздался грохот, пропало электричество и где-то заискрило. Думали – пожар. Оказалось, огромный тополь свалился прямо во дворе, помяв машину и перекрыв дорогу.
– Как он еще детей не убил, ума не приложу, – говорит Тамара Феклистова, жительница одной из квартир. – За минуту до падения с этого места уехал автомобиль – молодая семья собралась в магазин. Чуть-чуть замешкались бы – и беда…
Все бы ничего, да в том дворе до сих пор растут тополя. Почти десяток. И все они шатаются, скрипят. Вдруг в следующий раз дети не успеют убежать? Лучше сразу спилить аварийные деревья. Но, оказывается, это не так-то и легко.
– В управляющей компании, что нас обслуживает, сказали: скидывайтесь по пять тысяч – спилим, – говорит Феклистова. – Откуда у нас такие деньги? Эти деревья уже восемь лет назад помечены как аварийные! И хоть бы кто ими поинтересовался!
Директор «Стандарта» Сергей Матвеев не считает свою управляющую компанию виновной. Говорит: жильцы сами должны проявлять инициативу и... заплатить.
– Не забывайте про жилищное законодательство. Статья 36 четко гласит: «Зеленые насаждения, находящиеся на участке дома, принадлежат каждому из собственников данного жилого помещения». Тополя – это тоже их имущество, за которое они должны отвечать рублем, – говорит Матвеев. – Все вопросы по спилу деревьев решаются на общем собрании – таков закон. Грубо говоря: среди жильцов дома кто-то должен проявить инициативу и обратиться к нам. Далее мы подготовим проектно-сметную документацию и наймем подрядчика, который за энную сумму сможет спилить аварийное дерево. Но все работы, проводящиеся на общем имуществе, все равно оплачиваются жильцами.
Все в наших руках?
Помимо прочего, нужно еще решить, кому принадлежит территория, на которой росло упавшее дерево. Для этого, говорит Матвеев, придется поднимать кадастровый план местности.
– Я давно предлагал чиновникам в мэрии перестать заниматься говорильней, – сетует он. – Просто дать из своего кармана денег и спилить эти деревья. Стоимость спила одного дерева – 4,5 тысячи рублей. Меня посылают глубоко и надолго. Сама управляющая компания так с деньгами поступать не может: горожане, которых мы обслуживаем, должны нам более 12 миллионов рублей. Поэтому решение одно: созывать собрание, а не ждать, пока рухнет очередной тополь.
Специалист Управления городского хозяйства и транспорта Жанна Тюкова подтвердила: безопасность горожан в их руках. И заверила «Карельскую Губернiю», что в городе ведется снос аварийных деревьев.
– Уже ликвидировано 548 опасных деревьев, проводятся работы по сносу еще 425 деревьев, – говорит Тюкова. – Если вы заподозрили, что дерево во дворе представляет опасность, нужно обратиться в свою управляющую компанию и ТСЖ. Действительно, придется выяснять, кому же принадлежит дерево. Если земля, на которой оно росло, не является общим имуществом дома, в этом случае следует обращаться в Комитет ЖКХ администрации Петрозаводского городского округа.
Увы, опыт показывает: если чиновник возьмется за документы, дело решится нескоро. Нам же пока остается лишь прислушиваться к скрипу на улицах и обходить стороной потенциально опасные участки…