Директора телекомпании «Сампо» Елену Малишевскую называют «звездой» и «красавицей», «талантищем» и «умищем». А она искренне удивляется и не может понять почему.
– Я прошу прощения у читателей «Карельской Губернiи», – сказала она в начале нашей встречи. – Я не очень интересный человек, не знаю, что могу вам рассказать.
О деревне
Елена выросла в карельском поселке Валдай Сегежского района. Многие бывшие деревенские, переехав в город, деревню видеть не могут. А Лена готова отдых в Таиланде променять на отдых в Валдае.
– Раз в год я езжу в деревню. Вот недавно провела там отпуск. Я не еду в Таиланд потому, что после такой поездки еще нужно отдыхать. А отдых в деревне – он от начала и до конца отдых. Там можно сбить бешеный темп жизни, походить босиком по траве. Купаться, читать книги... Две недели в деревне приводят голову в порядок, приходят другие мысли, идеи.
Малишевская помнит себя в два года, помнит, как в четыре с половиной научилась читать.
– Я была отличница, перфекционистка, староста класса, секретарь комсомольской организации школы... И так всю жизнь. То, что я стала директором, – это логично. Помню, когда первый раз поехала в пионерлагерь, на первом же собрании меня единогласно выбрали командиром отряда. Что было во мне такого, я не понимаю...
О браке
До 16 лет Лене никто не говорил, что она красавица.
– Я была тихой, незаметной книжной девочкой с неприметной внешностью. А в 16 вдруг расцвела, и тут же вокруг меня стали виться мальчики. Так я познакомилась с будущим мужем: он отмел от меня всех мужчин, и через пять лет я за него вышла замуж.
Брак Малишевской продлился десять лет. Разводиться было тяжело: с Леной остался шестилетний сын.
– Папа из жизни ребенка не исчез, помогал и помогает. Но все равно было нелегко. Ребенок пошел в первый класс, а я с утра до вечера пропадала на работе, на телеканале «Ника плюс». Часто сына забирали знакомые к себе ночевать, потому что я не могла вовремя прийти домой.
Замуж Малишевская так больше и не вышла. Отношения были, но как-то быстро надоедали ей.
– Так бывает, что ты с человеком вместе год, а ощущение – будто двадцать лет. Все стадии от прогулок при луне и совместного проживания пройдены, и становится скучно... А ведь я могла пять раз выйти замуж: за последние полгода я получила два предложения, а всего за десять лет их было пять. Нет, дело не в том, что я боюсь. Я не боюсь. (Задумывается, вздыхает.) – Ну да, наверное, я боюсь.
Сейчас в жизни Малишевской есть мужчина, про которого она может сказать, что он тот, кто ей нужен.
– Мой мужчина должен быть очень сильным, волевым. Сейчас мне кажется, что со мной как раз такой человек. Мне хочется ему повиноваться – это много значит. А еще он больше делает, чем говорит. А я это ценю. Дела важнее смс со словами: «Я скучаю». Правда, если честно, я все равно до сих пор думаю, нужен мне брак или нет.
О работе
Малишевская говорит, что уже десять лет она замужем за телевидением. Закончив университет, Лена два года проработала в школе. И заскучала: работа, где один день похож на другой и все по расписанию, – не для нее. Так что когда в 2001 году увидела в газете «Карельская Губернiя» объявление о наборе телеведущих в телекомпанию «Ника» – поехала проходить кастинг. Ее выбрали, и десять лет она посвятила «Нике». А недавно стала директором телекомпании «Сампо».
– Моя сегодняшняя работа мне в кайф, но первые два месяца было тяжело. Помню, как в первый же день меня закидали отчетами, сметами, в которых я ничего не понимала. Я закрывалась в кабинете и плакала от усталости, от того, что ничего не успеваю. Сейчас все это позади уже – мне легко и, главное, не скучно. К тому же я не очень обычный директор. Выходец из журналистов, я близка к коллективу, ко мне операторы приходят пить чай, поболтать. Я часто приглашаю к себе гостей.
Среди телепроектов, которыми Елена гордится, она выделяет придуманный ею «Вечерний кофе». Малишевская старается раскрыть приглашенных на передачу людей, задавая им часто очень личные и каверзные вопросы.
– Мы приглашаем людей, интересных нам. Тех, которые на виду, на слуху. Иногда я зову даже тех, кто мне неприятен. Передача ведь должна в первую очередь нравиться зрителям! На «Вечерний кофе», кстати, очередь стоит. Не буду называть имен, но люди часто подходят ко мне сами и спрашивают: «А меня позовете?» Известные, между прочим, люди.
По мнению Малишевской, хорошее телевидение – разнообразное телевидение. Ее близкая подруга, известный карельский журналист Елена Гульшина телевидение ругает. Много, мол, всякой чернухи. Какой канал утром ни включи – всюду смерть и негатив. Малишевская настроена более оптимистично.
– Гульшиной я посоветую купить тарелку «Триколор». Она сможет смотреть и наши новости, и еще сорок каналов. Проблема ведь в том, что выбора нет большого. А когда он есть – можно этот негатив полностью из жизни исключить.
О будущем
Директор «Сампо» делает все для того, чтобы разнообразить свое ТВ. Постоянно что-то выдумывает и воплощает свои идеи.
– Скоро у нас появится несколько новых проектов. Могу поделиться. В первую очередь – «Проверено на себе». Попробуем сделать нечто увлекательное с образовательным контекстом. Скажем, если передача будет о том, каково работать медсестрой, то будем рассказывать и о том, как на эту работу устроиться, какие плюсы-минусы, какое образование для этого нужно. Рабочее название второго проекта – «Вся Карелия». Это будут выездные передачи, посвященные району. Мы попытаемся по-новому посмотреть на Карелию. Показать и красоту, и нищету, и проблемы, и перспективы... Еще будет исторический проект «Неизвестный Петрозаводск» – о тайных местах, неизвестных памятниках...
Если говорить о вкусах карельских зрителей, то они очень необычны. По словам Малишевской, на новогодних каникулах они на своем сайте повесили опрос «Какую передачу вы хотите?» Результат опроса очень удивил.
– Мы были уверены, что победят информационные и развлекательные передачи – как везде. Но в Карелии победили передачи культурные. Такая вот странная специфика у карельского зрителя. Ежедневно «Культурную жизнь» просматривают 500 человек, а новости – двести. Какая разница, а!
Про хорошо
Елене Малишевской хорошо тогда, когда она чем-то занята. Натура увлекающаяся, Лена очень любит азартные игры. Например, уже второй год играет в покер с друзьями: несколько раз в неделю их команда собирается у кого-нибудь в гостях, чтобы поиграть и поболтать.
– Если в моей жизни долго что-то не происходит – мне становится скучно. Правда, такого давно не было: мне всегда есть куда идти. Вот после интервью с тобой пойду в автошколу. А еще домом надо бы заняться: шкаф нужно переделать, окна менять. Когда – вообще непонятно. Я каждое утро встаю и думаю: это надо, это надо... Кошмар. А радуюсь я всегда делам. Даже когда что-то маленькое сделала – мне хорошо. Передачу запустила – хорошо, посуду помыла – хорошо, записалась в автошколу – хорошо.
Про порядок
Журналистская работа накладывает отпечаток цинизма. Малишевская с некоторой грустью говорит о том, что, например, просьбы о помощи в соцсетях ее не трогают. Но человек она неравнодушный и очень хочет, чтобы жизнь русских людей пусть медленно, но менялась к лучшему.
– Если хотя бы в одной области у нас навели порядок – было бы хорошо. В здравоохранении, например. У нас же бардак полный. Скажем, мыслимо ли это – вставать в шесть утра за номерком для ребенка! Или вот я аллергик. Помню, как попадала к аллергологу через друзей и как была шокирована тем, что таких врачей всего два во всем городе. И как один врач говорил мне одно, другой – другое…
Как решать проблему здравоохранения, Малишевская не знает. Говорит, что тут можно долго рассуждать о русском менталитете – в нем все дело.
– Мне кажется, что так все неперспективно у нас, – вздыхает она. – Хотя есть позитивные примеры. Вот стали же у нас пристегиваться ремнями безопасности? Значит, пусть понемногу, но что-то приводится в порядок.
Про красоту
– Я не ощущаю себя звездой. Когда мне это говорят, я теряюсь, правда. Иногда даже думаю, ну кому мы, журналисты, интересны? Надоели всем уже! О себе могу сказать, что я беспорядочный книгочей, покладиста в быту. Я умею быть очень домашней, печь пироги – ничто человеческое мне не чуждо. А еще я, такая вся красавица, всю жизнь борюсь с лишним весом. До прихода на «Сампо» мне удалось похудеть на 15 килограммов. А потом от стресса я снова поправилась. И, хоть и замечаю, что чем больше я вешу, тем больше вокруг меня мужчин, все равно хочу похудеть. Телевизор, он, знаете, увеличивает на 4-8 килограммов. Оксана Пушкина приезжала и рассказывала, что она по этой причине не ест после двух, только воду пьет. Я так не смогу, конечно. Единственное, что для меня приемлемо и работает, – это мало есть.
Правила жизни Елены Малишевской
* Когда люди говорят о том, что детство у них было счастливое, – я не верю. Детство – это масса каких-то комплексов.
* Я не понимаю передачи типа «Поля чудес». Удивляет этот феномен. Приезжаю в Валдай – все смотрят «Поле чудес» в пятницу вечером. А ведь там у всех «Триколор» – больше сорока каналов... Это уже семейный обряд какой-то. Страшно даже.
* Все известные люди – это в первую очередь лошадки, которые пашут с утра до вечера.
* Если думать все время, что ты звезда – можно двинуться.
* Сложно сказать, нужен ли людям брак... Было бы мне лет 70 и пять браков за плечами – я бы сказала. Но вот мои родители живут уже сорок лет и страстно влюблены друг в друга. Ругаются из-за фарша, но ревнуют друг друга. Значит, бывает в жизни и счастье в браке.
* Главное, чему меня научили родители, – не завидовать. Чувство зависти мне вообще не присуще.
* Наш дом всегда был открыт для людей. Так и должно быть.
* Я учусь принимать себя такой, какая я есть.