Еще совсем недавно известный карельский бизнесмен Василий Попов был яркой фигурой политической оппозиции Карелии. Бывшему губернатору республики Сергею Катанандову от неугомонного оппозиционера досталось крепко. Сейчас Василий Попов по-прежнему стремится менять жизнь людей к лучшему. Только предпочитает держаться от политики подальше.
Романтики
– Василий Анатольевич, вы просто ушли на время в тень или серьезная политическая борьба – это больше не для вас?
– В то время, когда я начинал заниматься политической деятельностью, Россия была в политическом плане другая. Шел 1996 год, тогда было много романтических ожиданий и многие люди искренне верили в то, что их активность, их принципиальная позиция смогут изменить жизнь нашей страны к лучшему. И я входил в число этих романтиков.
Но наши надежды не сбылись. Сегодня заниматься политикой с тем же настроем – тратить силы и время зря. В регионах, по моему мнению, политики как таковой и нет.
– А политическая оппозиция есть?
– Тут надо исходить из того, а есть ли вообще в России силы, которые реально противостоят партии власти. Сейчас каждая парламентская партия занимает свою определенную нишу и бьется за то, чтобы одурачить избирателя с целью извлечения каких-либо политических дивидендов. Когда я читаю про очередные инициативы очередных народных избранников, мне смешно. Подавляющее большинство страшно далеки от народа, и все их инициативы – дешевый популизм для набора политических очков, и никакого желания изменить жизнь к лучшему у них нет.
Принципиальных противников партии власти сейчас нет. Неслучайно возникают удивительные союзы. Когда на сессии Петросовета встает коммунист Яблоков и говорит, что их фракция предлагает на пост председателя «единоросса» Дмитрия Макеева, о какой политической борьбе можно говорить? Кто голосует за Макеева? Коммунисты и «справедливороссы». Сплошные тактические союзы, где нет места интересам избирателей.
Есть люди, которые политикой живут, зарабатывают этим на жизнь, это просто их способ существования.
Боялся морозных дней
– В свое время вы были у власти: 4 года были мэром Олонецкого района, потом председателем Петросовета. Говорят, нет ничего слаще власти и отказаться от нее непросто…
– Если человек думает, что власть делает его лучше в глазах других людей, то это какой-то комплекс неполноценности. Во власти может долго существовать человек, которому нужны кабинет, секретарь, автомобиль, хорошая зарплата, пенсия, удостоверение.
Я вспоминаю свое мэрство в Олонце. Пашешь, пашешь, а изменить ситуацию глобально не можешь. Местная власть сегодня лишена финансовой самодостаточности, она получила обязанности, но не получила прав.
Все 4 года в Олонце для меня лучшей погодой зимой было, когда небо затянуто облаками. Это значит, что на улице теплее, а значит, мы сожжем меньше угля в котельных, сэкономим денег, а у людей будет теплее в квартирах. Из меня потом еще долго выходил страх перед ясной морозной погодой. Если человек реально озабочен, как улучшить жизнь людей, то через 8 лет надо уходить из исполнительной власти, иначе сгоришь на работе.
– При всем разочаровании в политике вы активно следите за политическими новостями?
– Всегда интересно то, в чем разбираешься. Но интерес уже угасающий, я не трачу на политику столько времени, как раньше, например, уже давно не смотрю карельские новости. Я мельком просматриваю карельские новостные сайты. Я знаю всех героев публикаций, и, конечно, интересно почитать про старых знакомых.
– Нельзя сказать, что вы совершенно отрешились от политики, вы же помогаете в предвыборной кампании кандидатам от партии «Яблоко»?
– Да, у меня есть способности и опыт, и когда ко мне обращаются мои хорошие знакомые, почему не помочь? Кому-то я отказываю, а человеку, к которому хорошо отношусь, отказать не могу, тем более если он идет от моей партии «Яблоко».
– Кстати, про «Яблоко», не пора ли партию списать в архив истории?
– Я в партии уже 13-й год, вступил потому, что уважал Явлинского, сильного ученого-экономиста. Я член федерального политкомитета, на заседание собираются доктора наук, профессора, академики, просто общаться с умными, порядочными людьми уже огромное удовольствие. Сейчас в Карельское отделение партии «Яблоко» входят очень уважаемые люди республики. Это бывший мэр Олонецкого района Александра Спиридонова, лидер карельских «зеленых» Дмитрий Рыбаков, председатель Союза пенсионеров Галина Карасова, директор Петрозаводского лицея №1 Эмилия Слабунова, глава Прионежской администрации Светлана Чечиль. Когда-то они все вступили в партию по идеологическим причинам. Они не хотят шагать строевым шагом, им легче где-то не сделать карьеру, но находиться в состоянии душевного равновесия. В сознании же избирателей партия существует, если ее лидеры мелькают на телеэкранах.
– А если бы была возможность появляться на телеэкранах?
– Если бы у всех партий были равные права появления на телевидении, мы бы жили уже в другой стране.
Хорошая аура
– Вы успешный бизнесмен. Бизнес - то не надоел?
– Если в политике крутишься как белка в колесе и в лучшем случае стоишь на месте, то в бизнесе КПД гораздо выше. Здесь можно ставить цели и их добиваться. Прежде всего ты платишь зарплату своим сотрудникам. На моих предприятиях сегодня трудится тысяча человек. Второе – ты обеспечиваешь качественными продуктами население, третье – помогаешь тем, кто нуждается.
Тринадцать лет назад на базе обанкротившегося завода создан «Олонецкий молочный комбинат». Когда он создавался, то был, наверное, десятым предприятием района, а сегодня это одно из крупнейших предприятий с точки зрения налогов, самое крупное в городе Олонце, в частности, и по количеству занятых на производстве людей.
– Местным производителям сегодня нелегко, в чем же секрет успеха?
– Олонецкий молочный комбинат попал в правильную бизнес-схему, когда значительная часть продукции реализовывается через наш Торговый дом «Ленторг». Предприятие совершает правильные поступки, имеет правильных партнеров, а самое главное – делает правильное молоко.
– Знаю, Олонецкий молочный комбинат и Торговый дом «Ленторг» часто помогают людям…
– На Западе каждое предприятие считает своим долгом улучшать жизнь на территории, где оно работает. Можете не верить, но хорошая аура вокруг предприятия способствует нормальной работе. Замечено, что если ты не боишься тратить деньги на хорошие дела, то деньги к тебе придут. Начнешь жадничать – готовься меньше зарабатывать.
У «Ленторга» есть ряд крупных социальных проектов. Так, мы кормим несколько школ Петрозаводска, хотя качественное школьное питание априори убыточно. Мы помогаем республиканской лиге КВН, сотрудничаем с ансамблем индийского танца «Маюри». Есть программа «Помощь старшему поколению». Ведь пожилые люди не должны выпадать из жизни, у них должен быть досуг, какие-то кружки, праздники. Если хорошо работать, можно все мечты исполнить.
– Вы довольны зарплатой своих работников?
– Конечно, недоволен. И у меня есть цель развивать свои предприятия, улучшая тем самым жизнь сотрудников.
– Низкие цены в магазинах «Ленторг» – маркетинговый ход или социальный проект?
– Мы изыскиваем способы значительно снизить цены на продукты первой необходимости. Если ты смог и цены снизить, и прибыль получить, значит, ты хорошо поработал, доволен и ты, и твои сотрудники, и твои покупатели. Жить в окружении людей, которые к тебе хорошо относятся, приятно. По правде сказать, когда я совершаю добрые поступки, я делаю это больше для себя. Недавно в Минске зашел в игрушечный магазин, чтобы купить подарки детям. И один мальчишка схватил с полки игрушку и закричал: «Я о такой мечтал!». Но оказалось, у мамы не было столько денег. В Белоруссии сейчас кризис, зарплаты у людей очень скромные. Я не постеснялся подойти к маме мальчика и предложил купить игрушку. У ребенка исполнилась мечта, а у меня целый вечер было хорошее настроение. Не стесняйтесь совершать добрые поступки!
Кто дома главный
– Бизнесмены – люди занятые, хватает времени на себя?
– Я уже полтора года занимаюсь йогой. Нет, я не медитирую, а занимаюсь гимнастикой, которая позволяет быть здоровым и иметь нормальное душевное состояние. После комплекса упражнений выходишь спокойным, взвешенным, в хорошем настроении и с желанием совершать добрые дела. Я также занимаюсь плаванием, хожу в тренажерный зал, слежу за питанием. Кроме того, очень люблю лыжи: зимой бегаю по 15-20 километров. Я склонен к полноте, и у меня был выбор: стать желеобразной развалиной или следить за собой, быть здоровым человеком. И мой выбор мне нравится. Я получаю удовольствие от того, что здоров. Когда у тебя трое детей, ты не можешь себе позволить быть больным. Даже один день моей простуды – стресс для семьи.
– Много времени уделяете семье?
– Каждый день. Кроме того, мое время – это ночь. Во многих семьях существует стереотип, что маленький ребенок – это прерогатива матери, она должна вставать по ночам к ребенку, а папа должен отдыхать. Моей жене сложно вставать по ночам укачивать ребенка, и, видя, как она устает, я предложил отдать мне эту обязанность, мне физически делать это легче. Так, всех троих и относил на руках. Сейчас младшей дочке Лизе всего 7 месяцев, так что ночные дежурства продолжаются.
– Есть ли у вас какая-то методика воспитания детей?
– Жена думает, как правильно воспитывать детей, а моя задача любить и заботиться. Если спросить у моей 8-летней дочери Василисы, кто в доме главный, она ответит: мама. Если мама приняла какое-то решение, вся семья обязана подчиниться.
– Балуете детей?
– И балуем, и требуем, ищем золотую середину. Физически никогда не наказываем, жена методично объясняет ребенку, как поступать нельзя. Истерик во взаимоотношениях с детьми у нас нет. Когда ты понимаешь, что это ребенок и он не может вести себя, как взрослый, тогда дети не раздражают.
– На линейку 1 сентября ходите?
– Обязательно. Идут и мама, и папа. Потом мы идем в кафе, где дочка, она пока у нас одна школьница, выбирает, что хочется. Ребенок должен почувствовать праздник и провести его в окружении обоих родителей.
– О чем мечтаете?
– Как и любой человек, я хочу, чтобы с моими детьми и моей семьей все было в порядке. Хочу, чтобы жизнь была интересной.