Криминал Мошенницы стали уборщицами

Надежда Меккиева
№36 (798) 07.09.2011

Три недобросовестные сотрудницы крупного карельского банка несколько лет неплохо пожили за счет немощных стариков. Совсем скоро мошенниц будут судить.

Скандал разразился более полугода назад, когда выяснилось, что три сотрудницы присваивали компенсации, положенные по советским вкладам. Сейчас следствие закончено, и «Карельской Губернiи» стали известны подробности этой некрасивой истории, разоблаченной службой внутренней безопасности банка.

Подделанные подписи

Крупная афера проворачивалась в одном из офисов банка. Кто бы мог подумать, что паршивыми овцами окажутся уважаемые сотрудницы, проработавшие по 20 лет. Следствие пришло к выводу, что змеей-искусительницей стала заведующая офисом – 41-летняя Ольга Гончарова. Да и без одобрения начальника дельце вряд ли бы выгорело. В соучастницы Гончарова взяла двух контролеров-кассиров – 45-летнюю Ирину Нетесову и 47-летнюю Татьяну Плахину. Они характеризуются как безынициативные люди, способные попадать под чужое влияние. Во время следствия подельники валили вину друг на друга.

Хищения происходили в рабочее время, причем чуть ли не каждую неделю на протяжении двух лет. Сотрудницы искали по базам вкладчиков, которым положены компенсации. Ориентировались на возраст: чем старше, тем больше вероятность, что умер и никогда не придет за деньгами. Затем от имени вкладчика оформлялось заявление, подделывалась подпись. Иногда мошенницы старались и подпись получалась высокой степени схожести, а иногда делали абы как.

– Первая буква была похожа, а вот остальное нет, я так не расписываюсь, – говорит пострадавшая от мошенниц 75-летняя Валентина Четверикова.

Следствию удалось доказать 23 эпизода хищений с 2006-го по 2008 годы. Пришлось попотеть, ведь, даже повинившись, мошенницы до последнего пытались лукавить.

– Когда я пришла к следователю, мне сказали, что кассир якобы меня помнит, как я приходила получать деньги, – говорит Валентина Четверикова. – Вы подумайте, три года прошло, а она меня помнит. Так, следователь звонил ей при мне по телефону и спрашивал, в очках я или без, с палочкой или нет. Тут она и созналась, и очной ставки не понадобилось.

Аферистки не раз обращались к коллегам, осуществляющим функции дополнительного контроля за банковскими операциями, с просьбой заполнить бланк заявления на компенсацию.

– Все отнекивались, что ничего не подозревали, мол, их ввели в заблуждение. Но выяснилось, что еще ранее подобные преступления совершали и другие сотрудницы, но уголовного дела нет, так как истек срок исковой давности (6 лет. – Прим. ред.), – говорит заместитель прокурора Петрозаводска Сергей Тирских. – Потом эти сотрудницы испугались разоблачения.

Увольнение

Общая сумма хищений по уголовному делу – 554 тысячи рублей. По словам заместителя прокурора Петрозаводска Сергея Тирских, вероятно, похищено больше, так как дело было поставлено на поток. Пойманная же троица за счет вкладчиков жила на широкую ногу. Например, отдыхали на дорогих заграничных курортах.

– Я пенсионер, инвалид, еле хожу, конечно, мне каждая копейка не лишняя, – рассказывает пенсионерка Валентина Четверикова, которую обокрали на 16 тысяч.

У четы Растворовых на даче течет крыша в доме и в бане.

– На эти деньги, 22 тысячи, мы могли бы стройматериалов купить, подлатать, – говорит Галина Растворова. – Мы про эти компенсации и не знали.

Отсутствие какой-либо рекламы и весьма скудная информация о выплатах сыграли мошенникам на руку. Ведь наверняка прикарманивать деньги стали, оценив невысокую явку вкладчиков в банк.

– Мы с дедом не ходячие, из дома не выходим, глаза больные, поэтому газет не читаем. Да и со слухом проблемы, если и слышали про компенсации по телевизору, то не поняли, – признается 70-летняя Таисия Курышева, которая потеряла больше 20 тысяч рублей.

А 85-летняя Евдокия Диева вообще не умеет ни писать, ни читать. Если в молодости еще кое-как собирала буквы в подпись, то сейчас ставит только крестик. Пожилая женщина живет совсем одна на пенсию в 7 тысяч. Живет более чем скромно в квартире, давно не видевшей ремонта. Мошенницы присвоили больше 20 тысяч старушкиных денег.

– Я всю жизнь живу бедно, во всем себя ограничиваю. Что бы сделала с деньгами? В санаторий хочу поехать, ноги очень сильно болят. Помоги, доченька, получить деньги! – просит Евдокия Андреевна.

Кстати, никто из пострадавших вкладчиков деньги еще не получил. Пока. В банке им объяснили, что надо ждать суда. Мошенницы уже вернули половину украденной суммы.

Бывшая заведующая Ольга Гончарова уволилась еще в 2008 году, потом работала в нескольких других банках. Нетесова и Плахина были уволены по статье «утрата доверия». Сейчас обе трудятся простыми уборщицами. Гончарова же – офис-менеджер в одном из петрозаводских агентств, занимающихся сбором долгов.

Мошенницам грозит до 6 лет лишения свободы.