Жители поселка Чална (Пряжинский район), а также ряда поселков Прионежского района скорее станут глухими, нервными и больными, чем истребители перестанут летать у них над головой. «Карельской Губернiи» удалось узнать, почему военные равнодушны к жалобам людей.
Это вам не цирк!
Целое лето люди страдают от страшного рева реактивных самолетов. В Чалне истребители летают так низко, что видно летчика в кабине. Летают с утра до позднего вечера всю неделю с перерывом на обед.
– Шумят жутко. Ко мне гости приехали, так они спрашивают: «Как вы тут живете? Это же просто невозможно!» – рассказывает директор Чалнинской школы Нина Долгова. Она живет в поселке уже больше 40 лет и не припомнит, чтобы когда-нибудь было так шумно, хотя военный аэродром «Бесовец» и раньше был под боком.
По словам командира воинской части полковника Евгения Олейника, прежде самолеты действительно летали не так часто.
– Раньше отношение к армии было другое, не было самолетов, топлива, сейчас у меня есть все, – говорит Евгений Олейник. – Моя часть самая боеготовая на всем Северо-Западе. Наша задача – охранять воздушные границы от Норвегии до Финского залива, это огромная территория. Летчик-истребитель, как хороший спортсмен, должен ежедневно тренироваться, иначе он станет нулем.
Над Чалной проходит пилотажная зона №4, так называемая аэродромная зона, где отрабатываются фигуры высшего пилотажа. И, как уверяет полковник Олейник, перенести ее в необитаемое место невозможно.
– Для полетов на малой высоте нужен визуальный контроль, выделяется специальный офицер, который стоит с рацией и управляет.
– Почему все это нельзя проводить где-то подальше?
– Надо все организовать, проводную связь наладить… Не все так просто. Это же не в цирке – пожонглировали и ушли. Документами установлено, что такие полеты должны быть над аэродромами. Нельзя же перенести взлетно-посадочную полосу.
– Может, все-таки можно обратиться в Минобороны, внести изменения в документы?
– Нет, невозможно, – уверен Евгений Олейник. – Согласно Воздушному кодексу, полеты над населенными пунктами разрешаются, если экипаж в случае чего может безопасно отвернуть самолет.
– А как же санитарные нормы по шуму?
– Про это ничего не сказано в Воздушном кодексе. Я человек подневольный и исполняю приказы министра обороны и президента.
Дети не понимают
По словам Евгения Олейника, после многочисленных жалоб местному населению все-таки пошли навстречу.
– Надо было им раньше пожаловаться, мы перенесли некоторые вещи: после взлета высота не менее 600 метров, сейчас пилотируем в основном над озером, также на малом газе не проходим над Чалной, – говорит командир.
Можно подумать, раньше и без жалоб военные не понимали, какие неудобства доставляют людям?! Интересно, что уступок военных жители не заметили и по-прежнему жалуются на сильный шум. В этой ситуации удивляет пассивность местной власти. Так, жители Чалны сами инициировали обращение к карельскому губернатору.
– Я общался с командиром Олейником, просил подумать, что можно изменить, – сказал глава пряжинской администрации Константин Гусев.
– Так когда вы будете узнавать, что сделано? Уже месяц прошел.
– Месяц – мало, этот вопрос не решается так быстро. Каждый день звонить командиру мне некогда. Числа 15 сентября буду напоминать, что я обращался. Также будем ждать ответа главы республики.
Покорно ждет ответа и мэр Чалны, он же глава Пряжинского района Тойво Саволайнен.
– Вы не хотите позвонить, узнать, что там с ответами? – спрашиваем.
– Позвоним, узнаем.
– Когда?
– Когда дозвонимся, тогда и дозвонимся.
Любопытно, что, по словам полковника Олейника, местной власти все давным-давно объяснили и про зону, и про боеготовность.
– Какая совесть меня должна мучить, если я выполняю боевую задачу? Боеготовность страны зависит от моей авиационной группы, я несу постоянное боевое дежурство, чтобы люди, в том числе и жители Чалны, спали спокойно, – убежден Евгений Олейник.
Но покой жителям Чалны только снится. Да, никто не спорит, родину охранять надо. Но почему делать это надо в ущерб мирным жителям? Говорят, патриотизм воспитывается с детства.
В детском садике поселка Чална в тихий час дети во сне вздрагивают от испуга и плачут.
– Мы объясняем, что рядом аэродром, летчики тренируются, это наша армия, – говорит заведующая детским садом Татьяна Койвонен. – Но как ребенку объяснишь, что надо терпеть, если взрослые этого не понимают?!
Может, полковник Олейник сумеет успокоить детей рассказом о боеготовности страны?
P.S. «Карельская Губернiя», как и несколько тысяч жителей, надеется, что республиканская власть подключится к решению проблемы. Мы следим за развитием событий.