Карельский следственный комитет не нашел ничего преступного в действиях экс-главы республики Сергея Катанандова, распорядившегося в 2009 году оплатить из Резервного фонда операцию главе кондопожской администрации Валерию Бессонову.
Стоимость операции по замене тазобедренного сустава в финской клинике обошлась налогоплательщикам в 10 тысяч евро (435 тысяч рублей). Хотя подобные операции делают и в России, причем за гораздо меньшие деньги. Как рассказал руководитель отдела по расследованию особо важных дел карельского СУСКа Трофим Исаев, согласно закону, деньги из Резервного фонда выделяются в том числе на непредвиденные расходы. Например, оказание разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед республикой.
– У Бессонова есть ордена и почетные грамоты, – пояснил Трофим Исаев. – Конечно, заслуженный – это оценочная категория, и не обязательно человек должен иметь какие-то награды.
Не беремся оценивать, насколько много сделал Бессонов для республики, но наверняка не больше, чем, например, учитель, 20 лет отработавший в школе, или хирург, спасший не одну жизнь. В 2009 году такой кругленькой суммы, кроме Бессонова, не получил больше никто. Так, 80 тысяч было выделено на лечение петрозаводскому врачу Олегу Погодину. По паре десятков тысяч выделялось на погребение заслуженных людей Карелии. Между тем материальное положение главы кондопожской администрации Валерия Бессонова плохим не назовешь. Так, в 2009 году на зарплату чиновника в бюджете было заложено 800 тысяч, в 2010-м – уже больше миллиона. Кстати, в январе 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса, журналисты поинтересовались у Бессонова, не хочет ли он последовать примеру президента Исландии и снизить себе зарплату.
– Снижу, если понадобится, – отшутился Бессонов. А в мае попросил материальную помощь у главы Карелии Сергея Катанандова. Деньги Бессонову выделили без лишних проволочек и бюрократических преград. Не остановило Катанандова даже заключение правового управления, которое указывало на то, что бюджетные деньги Карелии могут тратиться на лечение только в отечественных клиниках.
– Это заключение не считается обязательным для главы республики, а носит рекомендательный характер, – говорит Трофим Исаев.
В общем, все равны перед законом, но кто-то равнее. Во время проверки Следственного комитета пояснения брались и у Бессонова, и у Катанандова. Оба считают, что деньги были выделены обоснованно и правомерно. Мысли со временем вернуть бюджету потраченные деньги у Валерия Бессонова не возникало.