Несмотря на мороз 20 ноября карельские рыболовы-любители вышли на пикет против введения платной рыбалки. Подобные акции протеста прошли в этот день во многих городах России. В Петрозаводске у здания правительства собралось около двух сотен человек с плакатами, удочками и нескрываемым возмущением.
Разработанный Росрыболовством законопроект о любительской и спортивной рыбалке привел в ужас не только рыбаков. Главная цель законопроекта – дать возможность раздавать водоемы частникам. Кроме того, он вводит понятие фиш-карты, а по сути, налог на вылов рыбы, в том числе для детей и подростков, отбирая право рыбачить бесплатно. Деньги же от продажи карт и именных разрешений планируют собирать в специально создаваемый федеральный фонд Федерального агентства по рыболовству.
– Нам обещают, что на эти деньги будут зарыблять водоемы, но в законе прописаны все виды рыб, которых это касается. Нашей там нет ни одной, – говорят карельские рыбаки. – Мы заплатим, а все пойдет на Камчатку. Карелии не достанется ничего.
– Закон о рыболовстве сейчас нельзя принимать ни в коем случае, – говорит председатель Карельского общества рыболовов Сергей Шихуцкий. – На водоемах бардак, они загрязнены, чистка не производится, нет зарыбления, зато есть бесконтрольное браконьерство. При этом рыбоохраны всего 20 человек на всю Карелию. Правила рыболовства действуют, но они не соблюдаются.
Суть предложенного закона – мы соберем с вас деньги и наведем порядок. Но рыбаки уверены: государство должно сначала навести порядок на водоемах, а потом уже разглагольствовать о платной рыбалке.
– Господин Крайний (глава Росрыболовства. – Прим. авт.) и компания, похоже, считают народ стадом дойных коров и безмозглых баранов, которые не понимают, что происходит, – говорит Вадим Гужиев, член Карельского общества рыболовов. – Но мы же прекрасно понимаем, что узаконена элементарная схема мошенничества. Хочется сказать им: «Господа, не стоит доводить людей до крайности». Терпение и так у всех на пределе. Мой дед воевал и проливал кровь за то, чтобы я, мои дети, мои братья могли свободно перемещаться по нашей родине. А сейчас что происходит? В тех местах, где я с детства ходил с удочкой, теперь понастроены заборы, и на меня спускают собак, стреляют. Если узаконятся РПУ (рыболовно-промысловые участки. – Прим.авт.), это будет просто катастрофа. Не только рыбаки, ни один гражданин России не сможет спокойно подъехать в излюбленное место на водоем отдохнуть с семьей. Будут стоять шлагбаум, забор и вооруженная охрана.
– Я бывал в Швейцарии, Франции. Видел, что такое платная рыбалка, – включился в разговор рыбак с 50-летним стажем Олег Петров. – Это дайте нам снасти, лодку, ночлег, обогрев. Понятно, за что с них берут деньги. А мы за что должны платить?
Это была уже вторая всероссийская акция протеста. Первые митинги прошли весной.
– Тогда президент и премьер дали Крайнему задание приостановить закон, разработать его вместе с рыбаками, с общественностью, – говорит Сергей Шихуцкий. – Но ничего не делалось. Была только видимость работы. На самом же деле сейчас втихую пытались протолкнуть тот же самый закон.
На пикете карельскими рыбаками было собрано 220 подписей под обращением к председателю Законодательного собрания Карелии Александру Переплеснину, депутату Госдумы Валентине Пивненко и сенатору от Карелии Сергею Катанандову. Главное требование – вмешаться в ситуацию и не допустить принятия антинародного законопроекта в том виде, в каком он существует сейчас.