
Жители двухэтажной деревяшки на ул. Фурманова, 40 в Петрозаводске как дети радовались оттаявшей колонке возле дома. Путь с полными ведрами воды сократился в несколько раз, и людям уже показалось, что жизнь налаживается. Без водоснабжения они остались три недели назад, но даже в этом жильцы нашли свои плюсы. Говорят, им еще повезло: соседний дом без воды больше месяца.

– Ладно, у меня семьи нет, мне воды много не нужно, кое-как выползу, притащу ведерко, – говорит обитательница того самого «соседнего» дома (ул. Чапаева, 15) Лидия Баранова. – Чтобы приготовить еду, хватает, но о том, чтобы постирать или помыться дома, речи, конечно, не идет. За что, спрашивается, мучаемся?
Тем же вопросом задаются и жители других домов, оказавшиеся в подобной ситуации (с улиц Фурманова, Халтурина, Гоголя, Владимирской).
– Вся проблема заключается в том, что управляющая компания «Стандарт» на наши обращения не реагирует, – говорят люди. – Мы каждый день с ними бьемся по телефону, но они нас только посылают подальше.
В этих деревяшках живут и маленькие дети. У Марии Полькиной с ул. Фурманова, 40 их трое. Младшей – всего пять месяцев. Огромные канистры с водой приходится притаскивать по нескольку раз в день.
– Мальчишек муж пару раз возил в баню, – говорит Мария. – А с малышкой куда? Вот и грею чайником воду с колонки. И так каждый вечер. Пришлось дочку даже на месяц раньше посадить, потому что иначе ее в тазике никак не помыть, а большую ванну нам воды не набрать. И ничего нам не обещают, сказали: «Ждите очереди», а когда очередь подойдет, не сказали.
Жильцы виноваты?

– Это не ЧП, – заверил нас директор управляющей компании «Стандарт» Сергей Матвеев.
– То, что люди остались без воды, – не ЧП?!
– Нет.
Сергей Сергеевич поведал, что под крылом его организации пятая часть города – полторы тысячи домов, из которых более 100 полностью признаны непригодными к проживанию и еще 240 – частично (то есть жить нельзя только в части квартир).
– В этом году зима затянулась. Для нашего фонда – это катастрофа, – говорит Матвеев.
Причина, по которой в ряде домов нет воды, – замерзший водопровод. Учитывая состояние сетей, оно и понятно. Непонятно только, почему на помощь никто не спешит?
– По разморозке у нас выполнена 81 заявка, день за днем идут одни и те же адреса, – объясняют в «Стандарте». – Но мы не можем в один и тот же дом по десять раз выезжать.
Коммунальщики уверены: в большинстве возникших проблем с водоснабжением виноваты сами жители.
– Трубы гниют, забиваются и давление воды уменьшается. Мы просим оставлять утечку воды, чтобы избежать замерзания. В этих домах иначе нельзя. Но у многих стоят счетчики, и люди не следуют нашим просьбам. Закрывая воду, они экономят 26 рублей в месяц. А то, что мы гробим себя второй месяц без выходных, народу плевать.
– На ул. Халтурина, 3 тоже нет воды, – говорит Сергей Матвеев. – Почему? Да потому что жильцы самостоятельно разворотили водоразборный узел. Там действительно замерзло. И у нас были намечены плановые работы. Мы специально оставили утечку, чтобы водомер не заморозить. Но жильцы эту утечку убрали. Розлив замерз и дом встал. Водомер разорвало. Жильцы выкинули водомер и запитали несколько квартир прямо с ввода. Мы с ГЖИ будем туда выходить и пытаться привлекать их к административной ответственности.
Такая доля
На ул. Чапаева, 15 жители к трубам не прикасались, но все равно ждали помощи долго.
– Сегодня там производят ремонтные работы. Сейчас прямо, – заверил нас директор «Стандарта».
На следующий день мы спросили у жителей дома, видели ли они рабочих?
– Видеть-то видели, только без толку, – говорит Лидия Баранова. – Вчера они пришли уже полупьяные. Похохотали, немного для вида полазили. Ничего не сделали.
Сергей Матвеев же, напротив, гордится своими рабочими:
– Им еще памятник нужно поставить, что они у меня за эти деньги работают. В «Стандарте» маленькие зарплаты. Я не буду смешные суммы называть, но они на самом деле такие. А все говорят, что мы тут деньги лопатой гребем. Да мы выживаем только за счет того, что у нас много домов.
– Раз не уходите с этого рынка, значит, выгодно, – замечаем.
– Чем выгодно-то? Просто кто-то же должен этими домами заниматься. И такая доля у «Стандарта».
Самопожертвование предпринимателей умиляет. Да, все понятно: жилой фонд – не подарок, работать без выходных трудно. Но раз уж взялись – делайте. Не справляетесь – уходите. Чего издеваться-то над людьми? А жители, оставшиеся на несколько недель без воды, иначе как издевательством позицию «Стандарта» назвать не могут. Правда, в управляющей компании уверяют, что никто людей специально не мучает, мол, они и так из кожи вон лезут, чтобы везде успеть, а в ответ – никакой благодарности.
– Недели три назад на ул. Фурманова, 40 мы поменяли 40 метров трубопровода, утеплили его, – рассказывает Сергей Матвеев. – Но для того чтобы в доме была вода, нужно оставлять утечку. Мы вывесили объявление, но жители одной из квартир все равно закрыли у себя водичку. По их стояку все заморожено. По остальным вопросов нет. Обидно то, что мы же все сделали. Вот вы спросите у них, меняли ли им недавно трубопровод?
Жители не отрицают. Меняли.
– Трубу-то они заменили, только утеплить забыли, – говорит Татьяна Колокольникова и открывает подполье. – Вы посмотрите на наши трубы. Какая может быть у нас вода? Они на земле лежат. Да. Три недели назад они все сделали. Но если до их ремонта у нас не было воды только в одной части дома, то после воды не стало совсем.
Впрочем, у Сергея Матвеева есть информация лишь об одной квартире. Сообщаем ему (хотя жители уже оборвали с этой жалобой все телефоны), что воды давным-давно нет во всем доме.
– Так что вы нам предлагаете, все бросить и туда бежать?
Мы кивнули, но директор сказал:
– Подождут.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что рабочие наконец объявились в «обезвоженных» домах. Надеемся, пришли они помочь людям.