Общество Изображая жертву

Ксения Сорокина
№9 (823) 29.02.2012

Рассказами о том, как над нашими гражданами издевались в полиции, уже давно никого не удивить. Как правило, сюжеты подозрительно похожи, а жертвы говорят одно и то же: били так, чтобы не осталось следов, надевали пакет на голову и проверяли «объем легких». Недавно в редакцию обратилась бабушка петрозаводчанина Романа Душина. В письме женщина со слов внука описала издевательства, через которые пришлось пройти 14-летнему парню в отделении полиции. Шокирующая история поневоле заставила усомниться: а так ли все было на самом деле?

Издевательства

Роман вспоминает: сотрудники полиции приехали на квартиру к его другу. Они были в штатском и на личном автомобиле. Нескольких из них Рома и раньше видел. Он не отрицает – примерным поведением в последнее время не отличается, имел дело с полицией.

– Они попросили меня проехать с ними в отделение, – рассказывает подросток. – Ну я согласился, думал, ничего страшного не будет. Я же ничего такого не сделал. Вместо отделения меня привезли в здание Зарецкого отдела полиции, тогда еще пустое. Оказалось, за пару дней до этого в городе произошло несколько угонов. И подозреваемый парень по приметам был похож на меня. Кажется, куртка такая же. Вот они и стали меня допрашивать, хотели, чтобы я во всем сознался, рисовали карту, показывали, где произошли угоны. Но в чем я мог признаться, если я ни при чем?

Дальше, по словам Романа, начались издевательства. На него надели наручники, повалили на пол и сделали «ласточку», потом заставляли отжиматься, приседать и бегать «раком» по коридору. Несколько раз парень получал ладонью по лицу, один раз – под дых. Никаких следов, понятно, от этих ударов не осталось. А дальше случилось совсем уж невероятное – стражи порядка достали фаллоимитаторы (!) и принялись ими размахивать перед парнем.

– Похоже, это они так шутили и развлекались, – говорит Роман. – У них их штуки три-четыре было. Меня продержали часа два. Я все время просил позвонить маме, но они отказывались. Потом меня отпустили, и я побежал домой.

– Честно говоря, я сыну не верила, пока не увидела следы от наручников, – признается мама подростка Александра. – Мы на следующий же день сходили в ПДН, написали заявление. Рому опрашивал следователь, и он очень точно описал обстановку кабинета, в котором все происходило. Побои нам снять не удалось. Врач дала Роме освобождение от физкультуры на две недели и в справке указала и причину, и про следы от наручников. А в деле этой информации почему-то уже не было.

Женщину возмущает тот факт, что ей никто не сообщил о задержании несовершеннолетнего сына. «Общение» Ромы с операми нигде документально не было зафиксировано. Хотя те вроде бы и не отрицали, что допрашивали подростка. Друзья Ромы подтвердили, что его действительно увезли из квартиры.

– Некоторые Ромины друзья теперь утверждают, мол, и их возили на подобные «разборки», – вздыхает Александра. – Но они побоялись заявлять в полицию. Такое ощущение, что выбирают специально неблагополучных ребят. Думают, раз подросток на учете стоит и у него были проблемы с законом, ему никто не поверит…

В Инспекции по делам несовершеннолетних нам подтвердили: заявление от Романа и его мамы к ним действительно поступало. И его приняли, хотя сами сотрудники ПДН не верят в правдивость истории. Говорят, заявление их очень удивило, потому что нет в полиции сотрудников, которые бы могли поднять руку на подростка.

– Такие случаи уже не в первый раз происходят, – объясняют в инспекции. – Подростки, стоящие у нас на учете, почему-то хотят во что бы то ни стало задеть сотрудников полиции, наговорить на них.

Хорошо подкованы

Психологи признают: современные подростки неплохо осведомлены о своих правах и способны засудить взрослого. И главное, они прекрасно знают, что для этого нужно сделать.

В прокуратуре Петрозаводска рассказывают: иногда сотрудников полиции оговаривают не только для того, чтобы отомстить, но и чтобы потом на суде использовать свое заявление как главный козырь. Вот, мол, не виноват я, они меня побили. Обычно так поступают те, кто уже находится под следствием.

С другой стороны, у подростков хоть и буйная фантазия, но и наши стражи порядка тоже порой «хороши». Неспроста же легенды ходят о методах допросов. Поэтому в Следственном управлении по Петрозаводску заявление Романа собираются внимательно рассмотреть. Сначала в возбуждении уголовного дела Душиным отказали. Но потом материалы дела отправили на дополнительную проверку.

– Пока что-то конкретное утверждать сложно, – поясняют в Следственном комитете. – Могло быть такое или не могло – все это догадки. А мы работаем с фактами. Так что будем разбираться.

На кого чаще жалуются

По данным МВД Карелии, в 2011 году на сотрудников полиции поступило 275 жалоб. Из них подтвердились 63 жалобы (23%). Больше всего нареканий – на сотрудников ППС, ГИБДД и участковых полицейских. К примеру, на участковых в прошлом году пришли 53 жалобы, 16 из них подтвердились. На ГИБДД – 58 жалоб, подтвердились 14. На Следственное управление при МВД Карелии пришли 34 жалобы, подтвердились 4.

Самые большие «жалобщики» – водители. Им почти всегда кажется, что их незаконно оштрафовали. По каждому обращению или жалобе проводится служебная проверка. Если информация подтверждается, сотрудников полиции наказывают рублем или объявляют выговор. А вот чтобы сразу уволить – такого в последнее время не случалось.