Сто лет назад «Олонецкие губернские ведомости», как обычно, радовали читателей занятными новостями. Оказывается, в конце февраля в Гренландии отметила свой 50-летний юбилей единственная газета. Выпускалась она в Южной Гренландии сначала три раза в год, а потом от 12 до 13 раз. Но к своим читателям попадала с сильным опозданием – зимние номера читатели на Севере получали только летом! Даже «Почта России» столько не тянет.
А в Олонецкой губернии тем временем разгорелись бурные дискуссии на религиозные темы. Некий священник Козлов, прочитав в газете заметку о староверах, которых госпожа К-ина решила защитить, разразился гневным ответом.
– Пишу эти строки с великим сожалением о потерянном времени, которого и так иногда не хватает на исполнение своих обязанностей, – с таким пафосом начал священник свою полустраничную тираду. Некоторое время назад Козлов опубликовал в «Олонецких губернских ведомостях» свою заметку о староверах. А госпожа К-ина их вдруг решила защитить и написала, мол, эти люди отличаются особой скромностью и даже скрытностью.
– Госпожа совсем не знает староверов, – возмутился Козлов. – Да вы что, милостивая сударыня, хотите морочить? Поживите с ними, понаблюдайте за их внутренней жизнью. И вы узнаете, что воспетой вами скромности у них и сотой доли нет. Они только и говорят, что о нравственных недостатках других людей, кроме себя.
Козлов вспоминает, как в одном селе единственному православному священнику староверы запретили говорить что-то против них. А в другом селе священника специально избрали в «десятские» на три года, лишив его семью единственного работника, который мог заработать на кусок хлеба. «Вот уж подлинное смирение!» – восклицает Козлов.
В следующем номере «Олонецкие губернские ведомости» поместили подробное описание «редкого в нынешние времена события» – присоединения к православной церкви. В селе Вознесенье принять православие решила семья евреев Гроссманов из семи душ. В восемь утра местный собор уже был переполнен молящимися прихожанами, стояла глубокая тишина. Как отмечает автор заметки, Гроссманы прожили в селе больше 20 лет и в душе уже давно были русскими. Дети их учились в русской школе и не знали ни слова по-еврейски. К великому таинству Гроссманы готовились целый год, изучали все православные молитвы.
От религии – к земным вопросам. В земстве озаботились вопросом трезвости. Слуги народа никак не могли решить, следует допускать к продаже казенное вино крепостью ниже 40 градусов или же надо выбрать другую крепость? Оказывается, по цене казенное вино было слишком доступно в отличии от вина из питейных заведений. А своей крепостью оно производило «больше одуряющего воздействия». Из-за этого увеличилось число преступлений и поступков, совершенных в состоянии опьянения. Правда, судьбу вина в земстве так до конца и не решили.
Ну и напоследок – о рекламе, которая регулярно появлялась на страницах газеты. Товарищество «Брокер и компания» предлагало жителям губернии лосьон «Петроль» для укрепления волос и уничтожения перхоти.
А специальная мастерская Акимова рекламировала «волшебные фонари». В чем заключалось таинственное изобретение полковника Малиновского, в рекламе не объяснялось.