В день выборов в Карелии на избирательных участках даже урны были прозрачные. По словам председателя карельской ЦИК Алексея Бахилина, эти выборы были «беспрецедентно открытыми». А еще они показали, что жители Карелии по-прежнему неохотно ходят на президентские выборы и Путина любят гораздо меньше, чем в свое время Медведева.
Коварные столы
На участки «Карельская Губернiя» отправилась с волонтерами общественной организации «Голос», которая на прошлых выборах выявляла и предавала огласке разного рода нарушения на выборах. В Карелии помочь «Голосу» вызвались всего 20 волонтеров. В основном студенты. Студент 5-го курса, будущий политолог Михаил Турченко на участке обращает внимание на каждую мелочь.
– Дьявол кроется в мелочах, – шутит Михаил. Шутки шутками, но молодой человек заглядывает даже в пустые кабинки. На одном из участков Михаила беспокоит, что совсем близко с кабинкой стоит стол, на котором лежит ручка. Некоторые избиратели спешат и, не заходя в кабинку, ставят галочку в бюллетени. А как же тайна голосования!
– Я не просто так беспокоюсь. У меня на эти столы зуб еще с прошлых декабрьских выборов, – признается Михаил. – На одном из участков тогда такой стол был, и граждане в сильном подпитии садились на него, ставили галочку, а потом оборачивались на комиссию, переглядывались, мол, правильно ли я все сделал.
Как знать, может, пьяненькие так флиртовали. Кстати, в президентские выборы не было такого наплыва избирателей подшофе, как в декабре. Отдохнули комиссии и от наблюдателей. Если в декабре на каждом избирательном участке сидела целая шеренга наблюдателей от партий, то на этих – максимум 3 человека. Где-то вообще один. Как посчитали в карельской ЦИК, больше всего наблюдателей было от Зюганова – 201 человек, от Путина – 197 и от Прохорова – 57. Меньше всего беспокоился за честность выборов в Карелии Миронов – от него пожаловал всего 21 наблюдатель.
Возможно, наблюдателей было немного, потому что многие кандидаты работу не оплачивали. Например, сторонники Прохорова трудились бесплатно. Не удивительно, что многие наблюдатели от кандидатов были вялыми и интересовались больше своими мобильными телефонами, чем происходящим вокруг.
Слезы по Путину
Каждому волонтеру «Голоса» досталось по 6-8 участков Петрозаводска. Причем кто куда пойдет, определяется случайным образом. На каждом участке волонтер должен был пробыть не менее полутора часов.
Волонтер «Голоса» Анатолий Дейлик давно не студент – бывший офицер, ныне предприниматель, состоявшийся человек. В деньгах не стеснен (волонтеры «Голоса» получают за работу вознаграждение – порядка 1000 рублей).
– Я хочу жить в нормальной стране, – объясняет Анатолий, ради чего он пожертвовал воскресным днем. – Понятно, что мы не можем предотвратить нарушения. Но наше присутствие дисциплинирует избирательную комиссию. Одно дело, когда ты нарушаешь и никто этого не видит, а другое, когда все об этом узнают.
Удивительно, но на этих выборах избирательные комиссии демонстрировали прямо чудеса демократии. Так, на участке в петрозаводском Доме ветеранов к пожилым людям боялись прикоснуться и ставить галочки не помогали. Когда один старичок забыл в кабинке бюллетень, избирательная комиссия настояла, чтобы плохо передвигающийся избиратель вернулся и своей рукой опустил бюллетень в урну.
С Анатолием Дейликом начали советоваться, когда одна бабушка, имеющая прописку не в Доме ветеранов, захотела проголосовать. По закону, она должна была написать заявление за три дня. А раз не написала, то и голосовать не может. Бабушка заплакала.
– Хотела за Путина голосовать! – всхлипывала старушка.
Зюганова и Жириновского разлюбили
Плакала старушка зря. Карелия, как и остальная Россия, поддержала Владимира Путина. За Путина проголосовали больше 170 тысяч жителей республики, это 55% голосов. Но не сказать, что любят Путина в Карелии самозабвенно. Так, в 2008 году за Медведева проголосовало 67,3% карельских избирателей. Вообще, в нашей республике у Путина один из самых низких показателей по стране. Что касается районов Карелии, то меньше всего доверяют Путину в Петрозаводске – всего 51% голосов. Больше всего – в северных районах республики: Кемском, Калевальском и Беломорском (60 с лишним процентов избирателей).
На втором месте – Геннадий Зюганов, за него проголосовало 16% (больше 90 тысяч избирателей). На прошлых президентских, в 2008 году, Зюганову досталось 17,3%.
– Сорок лет голосовала за КПРФ. Но сегодня не стала. Голосовала за Прохорова, он молодой, красивый, – призналась одна пожилая петрозаводчанка.
«Молодой и красивый» получил 12% голосов (37 тысяч избирателей). Владимир Жириновский за 4 года сдал – в Карелии он получил всего 8,5% голосов, тогда как в 2008 году было 12,6%. Не вызвал доверия у карелов и «справедливоросс» Сергей Миронов – всего 6% голосов (18 тысяч избирателей).
На избирательные участки пришло всего 55,4% избирателей, практически столько же, как 4 года назад. Самая низкая явка зарегистрирована в Пудожском районе – 49%, самая высокая в Калевальском – 61%, а также в Костомукше – 60%.
Кстати, в середине дня на сайте карельской ЦИК неожиданно выскочила информация, что в Карелии проголосовало 100% избирателей. О передовой Карелии даже успели упомянуть по НТВ, прежде чем выяснилось, что это ошибка и 100-процентная явка не по всей Карелии, а на особых участках – например, на рыболовных судах. Дежа вю какое-то – в 2008 году был точно такой же сбой.
Веб-камеры увезут
Как признаются волонтеры «Голоса», установки «вылезай из кожи вон, но найди нарушения» у них нет. Действительно, работу волонтеров никто не контролирует. Они сами составляют свой маршрут и график работы.
– Я вообще могу сказать, что все в шоколаде, и кто меня проверит, – говорит Анатолий Дейлик.
По плану работы волонтер Михаил Турченко должен был оперативно выезжать на участки с вопиющими нарушениями. Но коллеги даже не знали, куда Михаила отправить, так все тихо проходило.
В карельской ЦИК также отмечают, что никаких серьезных нарушений не было выявлено. По словам председателя ЦИК Алексея Бахилина, эти выборы показали, что избирательная система Карелии «здорова». Помогли оздоровиться, по мнению Бахилина, и веб-камеры.
Согласиться, что веб-камеры – мощное оружие в борьбе за честные выборы, нельзя – рассмотреть какие-то мелочи сложно. Кроме того, камера не охватывает всего помещения участка, на некоторых участках в камеру не попадал председатель комиссии. Да и передача изображения с камер в Интернет, как мы убедились, шла с задержкой и перебоями. Однако, по словам Бахилина, жалоб на Интернет-трансляции и работу веб-камер не поступало.
Вообще же жители России получили развлечение на 13 миллиардов рублей. Веселиться можно было еще за несколько дней до выборов. Многие камеры уже были включены и транслировали все происходящее. В Карелии захватывающих картинок ночных дискотек или полицейских, играющих в бильярд, не было. Но «Карельская Губернiя» понаблюдала, как полицейский, охраняющий веб-камеры, коротает время в школьном классе. Или как дети играют в школьном спортзале. Непосредственно в день выборов было забавно следить за избирательными участками в Чечне, где даже танцевали лезгинку. Участок, расположенный в чеченском сельском доме, вообще стал лидером просмотров по стране.
По словам Алексея Бахилина, сейчас все камеры демонтируют и отправят в «Ростелеком», а потом уже решат, что с ними делать дальше.
Слезы Путина
Вечером 4 марта на Манежной площади плакал победитель Владимир Путин. Видели эти слезы и жители Карелии. Накануне, 3 марта больше 300 петрозаводчан на 8 автобусах поехали на митинг в Москве. Организаторы тура – петрозаводское общество «Все дома», которое сейчас всячески отрицает свою причастность к скандально известному движению «Наши». Лидер движения Дмитрий Данильев говорит, что поездку финансирует, в частности, он сам, из личных средств. По словам молодого предпринимателя, это важно – показать Путину свою радость.
– Помните, как президент Обама избирался? Он стоял за стеклянным щитом, вокруг него несколько тысяч человек, и они плакали, – сказал нам накануне поездки Дмитрий Данильев. – Они плакали, потому что выбрали наконец-то чернокожего президента, что-то переломилось в американском сознании.
Хочется верить, что слезы Путина – тоже хороший знак.