– Это же немыслимо, что на весь город один детский уролог, – обратилась в редакцию «Карельской Губернiи» жительница Петрозаводска Анастасия Семенова. – Во второй детской поликлинике этот врач принимает всего два раза в неделю по два часа. И у кабинета всегда столпотворение. Желающих попасть на прием очень много. А ведь у нее еще приемы и операции в других медицинских учреждениях. Разве сумеет врач при такой нагрузке уделить всем должное внимание?
Двумя днями раньше жительница микрорайона Кукковка просила разобраться в ситуации, почему так тяжело доставать номерки к эндокринологу? Подобные жалобы в редакцию газеты поступают часто, и, несмотря на запущенную программу модернизации здравоохранения, никак не прекратятся. Откуда в республике и ее столице врачебный кадровый голод и когда его утолят?
И полис не поможет
– Ситуация с врачами у нас лучше, чем в ряде других регионов, – говорит министр здравоохранения республики Валентина Улич. – Но достаточно сложная. Если говорить об общем врачебном дефиците кадров, он порядка 30 процентов. Немного поменьше, но есть дефицит и среднего медицинского персонала.
В Петрозаводске ситуация значительно лучше, чем в районах республики. Во многих взрослых поликлиниках, по словам министра, есть очередь на работу участковым врачом. Не наблюдается и жесткого дефицита специалистов. В поликлинике №4, например, единственная вакансия, которую осталось укомплектовать, – это уролог.
– Другой вопрос, что наши поликлиники по численности приписанного к ним населения не все специальности могут иметь, – рассказывает министр. – Например, нам на всю республику положено 1,5 детских онколога. В любом случае пациенту не интересно, сколько специалистов должно быть в Петрозаводске, он должен получить ту помощь, которая ему необходима. И если в первой поликлинике нет аллерголога, это не значит, что люди должны остаться без помощи. Чтобы к специалисту невозможно было попасть, такого у нас, конечно, нет. Есть запись, время ожидания. Например, в пятой поликлинике. Конечно, проблемы есть, но со специалистами сейчас стало гораздо лучше. И срок ожидания уже не две недели, а порядка 4 дней. По ряду позиций у нас очень четко все отработано. Например, по эндокринологам, потому что у нас краевая патология.
– Но и к ним сложно попасть, – замечаем.
Улич не согласилась:
– На прошлой неделе я была во всех поликлиниках. Пришла в регистратуру и спросила: «К какому специалисту я могу сегодня попасть? К пяти специалистам в половине одиннадцатого утра были номерки. Может быть, это попадаются такие дни. Хотя я не предупреждаю докторов, когда приеду.
Через пару дней рано утром, к самому открытию, мы наведались в четвертую поликлинику, где не хватает всего одного специалиста. Возможно, нам, в отличие от Валентины Улич, попадаются как раз неудачные дни, но, например, к отоларингологу было всего два номерка, а к эндокринологу и окулисту – ни одного.
Согласно закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ», имея на руках полис ОМС, вы имеете право получить бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, а значит, обратиться за помощью в любую поликлинику, где будут свободные номерки. Уточняем у министра – так ли это?
– Если у вас есть полис, вы можете прийти в любую поликлинику и записаться на прием к специалисту, – подтвердила Валентина Улич.
Но возможно ли такое на практике? Мы обзвонили все петрозаводские поликлиники с одним и тем же вопросом: можно ли попасть на прием к специалисту при наличии полиса, номерка, но без приписки к поликлинике? Ответ работников абсолютно всех регистратур был однозначен: «Нет».
– Только платно, – пояснили нам в одной поликлинике.
– Только через главврача, – сказали в другой.
– Если припишетесь к нашей поликлинике, добро пожаловать, а так – извините, – ответили в третьей.
Только в поликлинике №5 и только при наличии острой боли нам согласились оказать по полису бесплатную медицинскую помощь.
Выписывать врачей через Интернет
В районах республики банально не хватает врачей.
– Люди получают образование и работать по специальности не едут, не хотят. Сегодня нет системы принудительной отработки, – говорит Валентина Улич и приводит статистику: в 2011 году выпуск медицинского факультета по лечебному делу составил 118 человек, по педиатрии – 27. Дальнейшее трудоустройство после ординатуры через год планируют в Карелии 63 человека (всего 44%), а в районы планируют поехать только 15 человек (6,3%). Выпуск медицинского колледжа в 2011 году составил 115 человек, а к работе приступили только 94, и только 8 из них поехали в сельскую местность.
Специалистам с высшим медицинским образованием, которые поедут работать на село и задержатся там на пять лет, государство уже даже готово выплачивать по миллиону рублей на личные расходы. Сумма заманчивая. Однако в карельскую глубинку заманить пока смогла лишь одного человека.
– Молодых специалистов нужно вовремя мотивировать и уже с первого курса учебного заведения ориентировать их оставаться в Карелии, – говорит главный врач Кемской ЦРБ Татьяна Задкова. – Я лично хожу в группы и по общежитию из комнаты в комнату. Студенты на нас уже как на дураков смотрят.
Чтобы привлечь кадры в свою больницу, Татьяна Задкова прилагает немыслимые усилия. Врачей она ищет по всем странам и регионам, через знакомых и даже Интернет.
– Первый опыт у меня был плохой, – рассказывает главврач. – После длительной переписки по Интернету к нам приехал доктор из Армении – детский кардиолог, кандидат наук. Я его предупреждала, что все документы должны быть в порядке, но те бумаги, которые он привез, не соответствовали требованиям. А приехал он с манией величия. В результате мы четыре суда пережили, пока от него избавились. Конечно, это рискованное дело, потому что не всегда приезжают люди той квалификации, о которой заявляют.
И тем не менее за прошлый год благодаря настойчивым поискам Татьяны Задковой на работу в Кемскую ЦРБ приехали 8 человек.
– Это хорошие специалисты, – говорит Татьяна Ильинична. – Особенно нам нравятся врачи из Киргизии. Они замечательно умеют с людьми работать. Внимательные.
Казалось бы, вот он – прекрасный опыт и решение кадровой проблемы, но...
– Это такой адский труд, что не каждый даже главный врач на это и пойдет, – говорит Татьяна Задкова. – Общаться, уговаривать, решать вопросы с гражданством, искать им жилье и прочее, и прочее. Приходится и квартиры им ремонтировать, и свои продукты приносить.
Самое сложное, по словам главврача Кемской ЦРБ, – выбивать жилплощадь для приезжающих специалистов.
– У нас есть районы, где имеется жилье, но люди туда не едут, – говорит Валентина Улич. – Например, Сегежский, Муезерский, Лоухский районы. Люди хотят видеть и перспективу профессионального роста, и достойные условия для жизни: детские сады, возможность дать детям хорошее образование, наличие культурных учреждений.
Однако с тем, что во многих районах жилищная проблема стоит и ее нужно срочно решать, Валентина Улич согласна.
– В республике сейчас разрабатывается программа обеспечения врачей социальным жильем, – говорит министр. – У нас есть много желающих приехать сюда из Белоруссии, Украины. Мы можем оснастить медицинские учреждения самым современным оборудованием (что сейчас и происходит), но если мы не решим жилищную проблему, работать на этом оборудовании будет некому.