Политика Мост рубят, щепки летят

Александр Фукс
№21 (835) 23.05.2012

Петрозаводская мэрия и компания «Мостострой» пытаются договориться о завершении строительства моста между Кукковкой и Древлянкой. По крайней мере, такое ощущение сложилось после очередного заседания Арбитражного суда, в котором строители хотят отсудить у мэрии не доплаченные им 67 миллионов рублей.

Напомним: по контракту завершить работы «Мостострой» должен был еще в конце ноября, но не сделал этого. Представители компании объясняют, что мэрия с сентября не платила им денег и они были вынуждены трудиться фактически даром. По версии мэрии, строители работали некачественно, а потому платить им было как бы и не за что. Более того, за просрочку «Мостострою» грозит серьезная неустойка – более 100 тысяч рублей в день. То есть, того гляди, еще сами строители останутся должны городу.

В ходе суда, однако, начали выясняться не совсем понятные факты. По утверждениям мостостроевцев, мэрия ни разу не выставила им ни одного письменного мотивированного отказа в приемке, а лишь требовала вносить изменения в проектно-сметную документацию и тем самым поощряла на продолжение работ. В ответ на это представитель мэрии демонстрировал судье фотографии моста, на которых были видны одна искривленная балка и потрескавшийся асфальт.

– Мы не уверены, что в таком виде мост безопасен, – объясняла мэрия, – а потому просим провести экспертизу.

– Но почему же вы не остановили работы тотчас после того, как обнаружили, что балка кривая? – недоумевала судья.

На этот вопрос внятного ответа мэрия не находила, но продолжала настаивать на том, что платить за некачественные работы она не намерена. Больше того, ею уже найдены независимые эксперты в Санкт-Петербурге, которые за пару сот тысяч рублей установят, безопасен мост или нет.

Тогда представители «Мостостроя» сделали почти шахматный ход. Они выступили с ходатайством о закрытии моста. Ведь если имеются хоть малейшие сомнения по поводу безопасности, его нужно немедленно закрывать. Не может же городская администрация рисковать жизнями и здоровьем горожан. Ответ мэрии был предсказуем: она категорически отказалась закрывать мост.

– То есть или вы уверены, что он безопасен, или рискуете жизнями людей?

– Уверены, что безопасен.

– Тогда зачем вам экспертиза?

– А вдруг не безопасен?

Мы не ручаемся за дословную точность передаваемого диалога, но суть его была именно такой. Так что для того, чтобы убедиться в абсурдности мира, вовсе не нужно читать пьесы абсурда – достаточно послушать несколько реальных заседаний Арбитражного суда.

Искривленность одной из пятидесяти четырех балок была обнаружена еще в августе. Но, вместо того чтобы остановить строительство и заставить «Мостострой» потребовать у завода-изготовителя заменить бракованную деталь, мэрия согласовала с мостостроевцами изменение проекта. Балку установили, смонтировали, соединили с остальными. «Карелгражданпроект» одобрил качество ее установки. И теперь, когда она стала частью единой тысячетонной конструкции, мэрия ставит вопрос об экспертизе. То есть если эксперты решат, что технологии нарушены, весь мост придется разбирать?

Еще один нюанс. Искривленная балка была получена и установлена еще в августе прошлого года. Август был последним месяцем, когда мэрия приняла и оплатила работы «Мостостроя». То есть в августе претензий к балке не было? Почему же они появились позже? Странным выглядит и то, что к работам, связанным с электрическим освещением моста, у мэрии вопросов не возникло. В суде представитель администрации сообщил, что освещение установлено хорошо и мэрия готова оплатить за эту часть работ 800 тысяч рублей. Мелочь, но хоть что-то. Непонятно, однако, почему, если к свету претензий нет, мэрия не заплатила за его установку еще осенью? Теперь же она заплатить уже не может, так как срок контракта истек, в бюджете больше нет этих денег, и получить их «Мостострой» сможет только по решению суда.

Несколько лукавыми выглядят и разговоры по поводу некачественно уложенного асфальта. Работы по его укладке велись в ноябре. То есть в холодное время года, а это противоречило технологиям. Кроме того, вместо заявленного в контракте литого асфальта «Мостострой» использовал мелкозерновой. Безобразие? Наверное. Но мэрия знала об этом и не остановила строителей. Больше того, имеется много свидетелей, которые видели и слышали, как мэр города в конце ноября лично просил поскорее уложить асфальт. И не важно, литой или не литой. Теперь же асфальт, скорее всего, нужно будет перекладывать. В общем, все как всегда. Точно так же к декабрьским выборам на Древлянке открывали бассейн. Под дулами телекамер в недостроенное сооружение закачали воду из озера и запустили в нее «моржей». А потом все закрыли и достраивают до сих пор.

Как бы то ни было, на последнем заседании суда мэрия и «Мостострой» объявили о том, что они сели за стол переговоров и начали проводить финансовую сверку. Вроде бы мэрия готова за что-то все-таки заплатить, а строители готовы в чем-то уступить. При этом администрация продолжает настаивать на экспертизе. А она в любом случае займет еще достаточное количество времени. В зависимости от ее результатов станет ясно, закончится ли строительство моста в 2012 году. Это, в свою очередь, создает неопределенность с началом реконструкции улицы Чапаева. Трудно понять, почему горожане должны быть заложниками странных взаимоотношений мэрии и строителей. А может, и не трудно. Но без доказательств об этом не принято говорить публично.