Человек ехал на скутере. Что, в общем-то, не наказуемо. Просто ехал на маленьком мотороллере по Кукковке и никого не трогал. Увидел здание бывшего детского садика и решил объехать его вокруг. Тоже, на первый взгляд, довольно безобидная затея.
На здании не было никаких опознавательных знаков – ни вывески, ни названия. Даже таблички с номером дома и то не было. Лишь два непонятных баннера с двуглавыми орлами на фасаде да выложенные из кирпича белочка и грибочек. Въезд свободный, припаркованные машины во дворе. В общем, человеку стало любопытно, кто в наш век катастрофической нехватки детских садов отобрал у детей дом? Он объезжал здание, когда вдруг из дверки заднего хода к нему вышел полицейский и попросил его остановиться.
– Зачем вы тут ездите? – спросил полицейский.
– А разве нельзя? – удивился человек.
– Это режимный объект, – объяснил полицейский.
– Но про это нигде не написано, – резонно заметил человек. – Но, раз нельзя, значит, нельзя.
И собрался уехать. Но полицейский не дал ему этого сделать.
– Вы уже заехали на территорию режимного объекта, – сказал он и потребовал предъявить документы.
Документов с собой у человека не было. Тогда полицейский сообщил ему, что имеет право задержать его на три часа до выяснения личности. За что? А на всякий случай. Потому что вдруг он чеченский террорист.
Задержанным оказался депутат Законодательного собрания, коммунист Роман Силин (да, тот самый, интервью с которым можно прочитать на стр. 4. – Прим.ред.). По иронии судьбы – заместитель председателя Комитета по законности и правопорядку Карелии. Накануне как раз обсуждался вопрос о том, что республика выделит городу деньги на ремонт дорог, и Силин в недобрый час решил посмотреть состояние дворов на своем участке. Какие из них совсем страшные, а какие, может быть, чуть-чуть получше. В результате угодил в полицию. В детском садике с грибочком и белочкой, без опознавательных знаков и номеров уютно разместился отдел по борьбе с экономическими преступлениями.
– Я сначала не хотел говорить, что я депутат, – говорит Силин. – В конце концов, какая разница, депутат ты или нет? Любой гражданин имеет право ездить на скутере, имеет право не носить с собой паспорт и заезжать на любую территорию, если перед въездом отсутствуют какие-либо запрещающие знаки.
Теоретически все так и есть. Но на практике любого из нас могут задержать просто так. Без всякой провинности с нашей стороны. Без какого-либо нарушения. Просто, чтобы проверить, не террорист ли ты.
Оказавшись в здании, Силин решил перестать играть с полицейскими в «угадайку» и рассказал задержавшему его капитану Никитину, что он депутат и предпочел бы пойти домой. Тем более, что ничего противоправного он не совершил. На что Никитин приветливо посоветовал Силину подождать наряд. Вот, наряд приедет и разберется, какой он депутат.
– Я тогда попросил позвать кого-нибудь из руководства, – рассказывает Роман. – А капитан лишь улыбнулся в ответ и куда-то ушел. Потом появился снова, я опять попросил позвать начальника, а он мне ответил: «Может быть, вам еще Путина позвать?». И тут я почувствовал, что с обычным человеком в такой ситуации может произойти все что угодно.
Ведь очутившись в руках наших защитников, мы, по сути, оказываемся в полной их власти. Они могут нас запереть, выпустить, не выпустить, избить, пожалеть, обобрать, пощадить – все что угодно, а мы потом ничего не сможем доказать. У Силина вечером были запланированы дела, но через час ожидания он понял, что, благодаря бдительности капитана Никитина, о делах ему придется забыть. И это в лучшем случае.
– Понимаете, – говорит Силин, – я иногда по работе общаюсь с руководством этих людей. И знаю, что это адекватные, нормальные люди. Я мог позвонить кому-то из них, но те, у кого таких связей нет… что им делать?
Сейчас страну облетела история про то, как в Красной Поляне мужчина нашел айфон, решил принести его в полицию, а в результате был зверски избит и провел пять месяцев в тюрьме. Про то, как обходились с задержанными в Казани, наверное, можно не напоминать. И доказать что-либо практически невозможно. Так что, можно сказать, Силину еще повезло. В участок приехал наряд почему-то ГИБДД. Некоторое время бывшие милиционеры в бывшем детском садике размышляли, как оправдать задержание депутата и, в конце концов, нашли для него административное нарушение. На скутере он ехал не один, а с помощницей. В то время как возить на скутере можно лишь детей до 7 лет.
Естественно, нам было важно услышать версию происшедшего от капитана Никитина. Но согласно полицейским порядкам, исполнители вовсе не обязаны нести ответственность за свои поступки перед обществом, отвечают они лишь перед своим начальством. Так что пресс-служба МВД не дала нам возможности расспросить непосредственного участника этого происшествия. Комментарий газете, в итоге, дал и. о. начальника городского УВД Александр Сизов. По его словам, Силина задержали за нарушение Правил дорожного движения. Так записано в протоколе.
– Но, позвольте, при задержании разговора о Правилах дорожного движения вообще не было. Человека задержали просто за то, что он ехал мимо здания с белочкой.
– Я не был свидетелем этого и руководствуюсь только протоколом.
– Ему еще сказали, что нужно проверить, не террорист ли он.
– Повторяю, меня там не было.
– Но тогда я должен поговорить с самим Никитиным.
– Он не мой подчиненный, и я не могу приказать ему с вами встретиться.
– А правда, что отделение полиции является режимным объектом, и вы можете задержать любого проходящего мимо человека, если он покажется вам подозрительным?
– Да, конечно. Если у него не будет документов.
– Но ведь на вашем садике нигде не написано, что он – полиция.
– Не могу сейчас прокомментировать ваши слова.
– Но скажите хотя бы: приемлемо ли для полицейского на просьбу позвать начальника посылать человека к Путину?
– Нет, конечно, но меня там не было. А если у гражданина есть претензии, то он может подать жалобу в прокуратуру или начальству МВД.
В общем, удивительно продуктивный разговор.
Впрочем, у полицейских есть еще и неофициальная версия, согласно которой Силин вел себя неадекватно. Орал, визжал, обзывался, грозился своим депутатством и обещал всех уволить. Им даже показалось, что он был пьян, а, может, и того хуже. Сами же полицейские просто исполняли свой долг по охране своего домика с белочкой. Так что у любого из нас есть право жаловаться на действия полиции. Дерзайте.