В «Московском Комсомольце» опубликован дневник Романа Петрова. Человека, который нашел в Красной Поляне айфон и принес находку в полицию. В результате его пять часов били, а потом пять месяцев держали в тюрьме. Хотели, чтобы он сознался в краже этого айфона. А он не сознавался.
Дико звучит. Человек же сделал хорошее дело. Не присвоил телефон, а благородно сообщил о находке в полицию. Ему же значок за сознательность должны были дать, а его били. Причем, если верить его рассказу, били изощренно. Не только книжкой или пластиковой полторашкой с водой по голове, но и дубинками по ступням. Валили пристегнутого к стулу вместе со стулом на спину и знай себе наяривали. Или как-то хитро подвешивали за наручники к лому, давали отвисеться, а потом роняли на пол. Так, что кровь резко приливала к конечностям. В общем, пытали. За что? Как объясняет Петров, это у сочинских полицейских такой источник дополнительного дохода. Заставить признаться в преступлении, а потом попросить денег за смягчение приговора. Год отсидки можно выкупить за триста тысяч. А судьи и прокуратура с милицией в доле. Ужас? Ужас. Вопрос в другом: возможно ли это доказать?
Ведь может, Петров действительно украл телефон, его нашли и заключили под стражу, а теперь он хочет отомстить обидчикам и возводит на них хулу. А погибший в Казани мужчина, может быть правда, сам засунул себе в задницу бутылку из-под шампанского. Ну чтобы соскочить из участка в больничку. Полицейские отпустили его на секундочку в уборную, ослабили бдительность, а он тут же хвать бутылочку и ввел ее в анал. Ну не рассчитал. Умер. Бывает. И в Питере менты не забили подростка шваброй насмерть. Сам забился. И наш петрозаводский марихуанщик тоже все придумал. Никто из наркополицейских не похищал его, не завозил в лес, не надевал на голову целлофановый пакет и не грозил утопить в болоте. Все это он выдумал, чтобы очернить полицию в глазах общественности. Все это грязные инсинуации. И унтер-офицерская вдова, как мы знаем еще из школьного курса литературы, сама себя высекла.
Кому мы склонны больше верить? Тем, кто рассказывает про полицейских страшилки или самим полицейским? Правду ли написал о карельской милиции в начале перестройки журнал «Огонек»? Помните знаменитый очерк о «бронированных жилетах»? Пытки, избиения, бесправие задержанных и беспредел задерживающих. Может, сгустил «Огонек»? Или, если и не сгустил, то все это осталось в черном советском прошлом? Сейчас российская милиция стала совсем другой? Вот относительно недавний пример, приведенный одной кондопожской девушкой. Ее отец шел вечером по родному городу и встретил своего пьяненького соседа. Он решил проводить того до дому. Ну чтобы никто не побил и не ограбил его, такого пьяненького. Путь их лежал мимо тогда еще милицейского участка. К ним заботливо вышли кондопожские милиционеры, они пригласили мужчин в участок, где уже сами, без посторонней помощи ограбили и побили обоих. И пьяненького, и трезвенького. Продержали обоих в обезьяннике до утра, а утром отпустили и даже разрешили смыть кровь. Но когда отец девушки наклонился над умывальником, кто-то из будущих полицейских треснул его по затылку. Так, что тот ударился ртом о раковину и выбил себе зуб… Но жаловаться не пошел. Потому что страшно. Во-первых, не докажешь. А во-вторых, отомстят. По крайней мере, так он объяснил свою неактивность. Кто-нибудь верит в эту историю? Думаю, большинство людей верят. И это как раз самое ужасное.
Я понимаю, что у полицейских нервная работа. Кругом разбойники, воры и уроды. Постоянное общение с такими людьми деформирует личность. Но тем, кто деформировался, нечего делать на такой работе. Ведь эти люди наделены властью и силой. У них оружие и наручники. У них камеры и право задерживать. Они ежедневно подвергаются страшному искушению воспользоваться своей властью. А потому контроль за ними должен быть еще более строгим, чем за теми, у кого этой власти нет… Но фокус в том, что мы сами относимся к произволу как к норме. Многие даже радуются. Полицаи душили марихуанщика? Так ему и надо. Он же барыга. С ними по-другому нельзя. Продержали полтора часа в околотке депутата без всякой причины? Правильно сделали. Все депутаты – жулье и мироеды. Надо было ему еще «полторашкой» по голове его дубовой наподдавать. Дали 6 лет семидесятилетней врачихе за каплю кетамина для кота? Пусть спасибо скажет, что условно. Врачи – та еще мафия. Если завтра задержат и изобьют меня, то общество тоже отнесется к этому с пониманием. Потому что поделом «продажному журналюжке». И когда завтра придут за любым из вас, никто не придет на помощь. Ведь по-настоящему нас не возмущают пытки и произвол, потому что мы в массе своей привыкли к ним и даже о Сталине вспоминаем с симпатией. Кажется, это называется внутренним рабством.
Так что милиция – это, в сущности, мы сами. Какие мы – такая и милиция. В смысле, полиция. Впрочем, без разницы.