Ничего подобного, говорят старожилы, в Карелии еще не было. Обрушившиеся на Карелию дожди порядком перепугали жителей республики. И, похоже, не зря. По словам начальника Главного управления МЧС Сергея Шугаева, Карелия избежала последствий Крымска только благодаря своевременно принятым мерам.
Рухнуло 8 метров тротуара
Первым городом, испытавшим стихию на себе, стал Петрозаводск. В прошлый вторник около полуночи в МЧС поступил сигнал о возгорании в торговом центре «Тетрис». Прибывшие на место пожарные довольно долго проводили разведку. Однако пламени не нашли. Оказалось, что дождь разрушил ливневую канализацию, предназначенную для сбора воды с поверхности кровли, и вода стала поступать в здание по шахтам электрокабелей и дошла до электрощитовой, расположенной на пятом этаже. В здании сработали система оповещения и аэрозольные пожарные установки. Именно из-за специфики действия последних и сложилось впечатление, что здание задымлено. Киносеансы были прекращены. Из «Тетриса» эвакуировали несколько сотен человек.
По свидетельствам очевидцев, покидать торговый центр посетителям пришлось под зонтиками: со всех сторон на головы лилась вода, лифты больше напоминали душевую кабину. При этом сотрудники центра еще и умудрялись следить за тем, чтобы происходящее не снимали на камеры.
А спустя час сотрудники МЧС и полиции уже перекрывали дорогу, ведущую от «Тетриса» в центр города. Пешеходная часть моста через Лососинку на улице Мерецкова не справилась с потоком дождевой воды и обвалилась: восьми метров тротуара как не бывало. К счастью, обошлось без жертв, да и несущие конструкции моста не пострадали.
Затяжной дождь в считанные часы превратил столицу Карелии в одно большое озеро. Затопленными оказались практически все городские улицы, замолчали радио и ТВ. Машины по фары в воде буквально плавали по Петрозаводску.
– Мы обследовали все объекты, которые подверглись разрушению, – говорит мэр города Николай Левин. – Предварительный размер ущерба – 11 миллионов 600 тысяч рублей (позже ущерб был уточнен и снижен до 9 с лишним миллионов рублей. – Прим.авт.). Это, в первую очередь, мосты (всего подмыло 5 мостов). Кроме того, у нас, по сути дела, смыло несколько улиц. На улице Сегежской смыло асфальтовое покрытие. Поток воды был настолько мощным, что поднял даже 5 крышек люков от ливневой канализации. Кстати, ливневая канализация у моста на ул. Антикайнена справилась со своей задачей. Если бы она не работала, ущерб, конечно, был значительно больше.
Подмытыми оказались и опоры уличного освещения. Некоторые из них буквально висели в воздухе.
Вот и почувствовали все, что такое отсутствие в городе ливневой канализации. Самое ужасное, что и перспектив-то на ее появление в Петрозаводске нет. На все про все нужно 6 миллиардов рублей. Это в несколько раз больше, чем годовой бюджет города.
Затопил маленький ручей
В Беломорске все началось с того, что смыло мостик к дачному поселку. Власти едва успели взяться за его восстановление, как от жителей посыпались сообщения о подтоплении одной из городских улиц. В результате в Беломорске из-за обрушившегося на город ливня затопило 14 жилых домов. Ближе к вечеру сотрудники МЧС начали эвакуацию местного населения. Всего были эвакуированы 56 человек. Большинство разбрелись по родственникам. Оставшиеся 27 человек, среди которых были 6 детей в возрасте от 1,5 до 8 лет, разместились в помещении детского садика «Родничок». Для них было организовано трехразовое питание, привезены обогреватели: температура на улице в дни потопа опустилась до 8 градусов.
– Претензий не было, – говорит глава Беломорска Игорь Савельев. – Детки там были заняты. Детский садик все-таки. Люди даже с животными пришли. Собачка была, две кошечки.
Далее, по словам начальника карельского МЧС Сергея Шугаева, в результате наложения объемов воды в Беломорском районе произошел прорыв четырех земляных дамб, дорог и железнодорожного полотна на перегоне Сосновец–Летнереческий, из-за чего было парализовано движение поездов (задержали 15 составов). Кстати, по неофициальной информации, размыв железнодорожного полотна заметил машинист поезда. Страшно подумать, что было бы, отвлекись он в этот момент от дороги.
– Природа не дала времени, чтобы усилить дамбы, – пояснил спасатель. – Поэтому был допущен прорыв, и как следствие – подтопление Маткожненской ГЭС (машинного зала). Поселок Сосновец, рыбзавод и шлюз ББК оказались обесточены.
В тот момент сложилась критическая ситуация, так как вода в шлюзе стала быстро прибывать. Нависла угроза над 8 населенными пунктами, расположенными ниже по течению. К счастью, их удалось уберечь: с ГЭС и ББК начали вовремя сбрасывать воду.
– Самое главное, что нам удалось избежать жертв, – говорит Игорь Савельев. – У нас в районе создана комиссия по обследованию объектов, поврежденных в результате ЧС. Мы боялись худшего. Есть квартиры, где люди говорят, что они даже обращаться к нам не будут. Основные повреждения – это полы на первом этаже. Где-то у кого-то подмокла мебель. Сегодня ситуация нормализовалась: в тех местах, по которым мы еще два дня назад плавали на лодках, сейчас стоят автомобили, люди не ходят в резиновых сапогах. То есть вода схлынула практически так же быстро, как и пришла.
В поселке Сосновец, где без света оставались полторы тысячи человек, почти триста жилых домов, а также местная школа, детский садик и дом сестринского ухода, сейчас полным ходом идут восстановительные работы. Электроснабжение восстановлено. Правда, пока только по временной схеме. На восстановление ГЭС, говорит Шугаев, понадобится не меньше месяца.
– Узкое место, маленький ручей нанес ущерб республиканского масштаба. Можно что-то сделать, чтобы такого больше не было? – обратился к спасателям губернатор.
– Конечно, да. Усилить водопроводную систему.
Александр Худилайнен поручил обследовать все подобные территории и предусмотреть меры, чтобы происшедшее не повторилось.
Паника в Кеми
Когда стихия накрыла Кемь, в редакции оборвали телефоны. Люди говорили о том, что сидят в неведении, боятся за себя и детей, собирают документы на случай, если придется покидать жилище, и боятся ложиться спать.
– В городе говорят, что вода в местной плотине находится на критической точке, – волновалась жительница Кеми Анна Павлова. – Среди людей, естественно, началась паника – все думают, что Кемь станет вторым Крымском. Тем временем власти города все совещаются, отмахиваясь от взволнованных звонков: «Если что, мы всех оповестим». А как нас собираются оповещать, если как таковой системы оповещения в Кеми просто нет?
– Сложности с оповещением действительно были, – признался позже на совещании у главы республики руководитель администрации Кемского района Юрий Разумейчик. – Газета выходит один раз в неделю, радио не функционирует, и довести оперативно информацию было сложно. Были среди населения панические слухи. Возникли даже сомнения, что это делалось едва ли не специально. Только гасили слух, а он появлялся вновь.
– Один из самых эффективных способов оповещения – подомовой обход. Мы его и применили, – заверил Александр Чаженгин. – Мы осторожными формулировками людей предупреждали. В итоге это вызвало дополнительное количество слухов. В Кеми начали скупать продукты питания и бензин.
В результате ливневых дождей в городе смыло несколько мостов и размыло участок автодороги между микрорайонами Бабгуба и Рабочеостровск, что привело к приостановке движения автомобилей. В Рабочеостровске подтопленными оказались 48 домов, в Кеми – 15. В основном вода поднялась на 10-15 сантиметров над уровнем пола. Однако в ряде домов этот уровень достигал 50-60 сантиметров.
По предварительным сметам ущерб района составил около 9 миллионов рублей.
– Будем делать детальный разбор ситуации, – пообещал губернатор Александр Худилайнен. – В населенных пунктах должны появиться старосты и уличные комитеты, надо восстанавливать технические средства и активнее использовать ресурсы радио и телевидения. В ближайшее время будет выработана четкая инструкция для руководителей территорий, которая определит порядок предоставления оперативной информации населению о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.