Общество Водителя джипа, протаранившего остановку, начали судить заново

Ксения Сорокина
№38 (852) 19.09.2012

В Петрозаводском городском суде вновь начался суд над водителем джипа, массажистом кукковской детской поликлиники Александром Захаровым, который в мае прошлого года въехал в остановку на улице Фролова и буквально впечатал в ларек пожилую женщину. От полученных травм Раиса Копцева умерла мгновенно.

Эксперт заменил суд?

Следствие длилось почти год. Поначалу Захаров уверял, что просто потерял контроль над машиной, когда вставлял магнитолу. Дескать, ездить на автоматической коробке передач он так и не привык, перепутал педаль тормоза и газа – и машина стала неуправляемой. Но уже через несколько дней после аварии у водителя джипа появился адвокат, и показания Захарова резко изменились: он напомнил о приступах эпилепсии, которые пару раз бывали у него в юности, и заявил: эпилептический припадок случился у него прямо за рулем, он потерял сознание и ничего не помнит.

Суд в эту версию поверил, несмотря на многочисленные попытки адвоката потерпевшей стороны Бориса Козинского обратить внимание на несоответствия в показаниях Захарова. Водитель джипа объяснил расхождения тем, что сначала он не хотел рассказывать о заболевании – это якобы могло испортить его репутацию. Но потом понял, что отпираться поздно, и признался. А на вопрос Козинского о том, как он мог так подробно описать все происходившее во время аварии, если ничего не помнит, Захаров ответил: мол, узнал обо всем со слов свидетелей и сотрудников Госавтоинспекции. И добавил: предыдущие свои показания он придумал.

Судью такое объяснение вполне устроило. Не смутило его и то, что даже родной брат ничего не знал о болезни Захарова, а жена была в курсе лишь отчасти. В итоге водителю джипа назначили принудительное лечение у психиатра в виде амбулаторного наблюдения. То есть Захаров просто раз в месяц должен являться на осмотр к специалисту. Дочери погибшей Раисы Копцевой были в шоке от исхода дела и подали кассацию в Верховный суд. И, ко всеобщему удивлению, тот отменил решение городского суда и отправил дело на повторное рассмотрение.

В своем кассационном определении судьи Верховного суда обратили внимание как раз на нестыковки в показаниях Захарова и на ничем не обоснованные выводы эксперта института имени Сербского, где водитель джипа проходил судебно-психиатрическую экспертизу. Следователь не задал экспертам конкретный предмет исследования, а сами они не использовали никаких дополнительных методов диагностики. Из заключения экспертов толком даже не ясно, осматривал ли Захарова эпилептолог.

Непростая задача

В своем кассационном определении судьи Верховного суда отметили и тот факт, что эксперт института имени Сербского ни в коем случае не должен подменять собой суд. А он фактически это и сделал. Врач, работавшая с Захаровым, приняла во внимание только те его показания, где он уже говорил о приступе эпилепсии. А на первые не обратила внимания, посчитав, что после приступа эпилепсии водитель джипа мог «пассивно соглашаться с предложенной сотрудниками ГИБДД версией случившегося». И она же на суде объявила, что первоначальные показания Захаров мог повторить со слов свидетелей аварии. А сам водитель джипа потом только подтвердил: мол, так все и было.

Теперь новому судье придется заново вызывать всех свидетелей, изучать доказательства. На прошлом судебном заседании дочери погибшей Раисы Копцевой Светлане Александренок пришлось снова подробно рассказывать о том роковом дне, когда она узнала о смерти матери. Видно, что женщине нелегко даются такие выступления в суде. Но, как объясняет Светлана, они с сестрой решили идти до конца и сделать все возможное для того, чтобы убийца их матери понес хоть какое-то реальное наказание.

Адвокат потерпевших Борис Козинский надеется, что дело вернут в Следственный комитет для повторного расследования.

– Правда, тут могут возникнуть трудности, – говорит Козинский. – Скорее всего, прокурор будет настаивать на повторном проведении экспертизы. Но институт имени Сербского – это святая святых судебной психиатрии. Выше, как говорится, только бог. И я не знаю, где нам теперь взять эксперта, который решится поспорить с выводами сотрудников этого института. А снова отправлять туда Захарова нет смысла, результат экспертизы может оказаться тем же самым. Да и ему самому результаты первого исследования выгодны, поэтому вряд ли он от них так просто откажется.

«Карельская Губернiя» будет следить за развитием событий.