Спорт и отдых У карельского балета появилась Надежда

Александр Радченя
№40 (854) 03.10.2012

В петрозаводском Музыкальном театре – новый главный балетмейстер. 29-летняя Надежда Калинина – петербурженка. Танцует с пяти лет. В шесть поставила первый танец. В девять получила первые деньги за свои выступления. В 14 лет руководила большой хореографической студией. В 2007-м Надежда получила диплом с отличием Петербургской консерватории и специальность хореографа. Ставила балетные произведения в разных театрах Питера (в том числе в Мариинском), в Воронеже, других городах. В 2009 году была приглашена на должность главного хореографа Омского музыкального театра.

Впрочем, театралы Петрозаводска уже знакомы с Надеждой Калининой – по ее участию в прошлогодней постановке в нашем Музыкальном театре спектакля «Кармен».

Уволили… за прогулы

В Омске у вас складывалось все успешно. Вас полюбили артисты, зрители. Вскоре об омском балете заговорили в Москве и Петербурге. Ваш авторский балет «Шинель» по Гоголю завоевал несколько престижных премий. Еще одна ваша постановка – «Обнаженное танго» – всегда шла с аншлагом. Вам удалось за короткое время сделать 7 спектаклей. И вдруг вас… уволили из театра за прогулы. Что случилось?

– Ситуация абсурдная, и никакой вины за собой я не чувствую. В прошлом театральном сезоне Юрий Александров, главный режиссер театра «Санкт-Петербург – опера», постоянный куратор вашего театра, ставил в Петрозаводске оперу «Кармен» и пригласил меня (помня еще по питерской совместной работе) поставить в его спектакле хореографические танцы. Отказываться было бы неразумно. Тем более что в то время в Омске я не была сильно загружена. Всего лишь месяц труппа спокойно могла обойтись и без меня – все было отлажено и работало, как часы. Но, к сожалению, директор Омского музыкального театра не понимал, насколько хореографу важно пробовать себя в работе с разными труппами и в разных условиях. Он наотрез отказался отпускать меня в Петрозаводск. Я написала заявление с просьбой предоставить отпуск за свой счет. Опять отказ. Тогда уехала без согласия директора.

Когда вернулась через месяц, то меня, сделавшую уже немало для Омского театра, администрация встретила как врага. На вахте грубо не пустили в театр, а потом до моего кабинета (и даже в туалет) сопровождали охранники.

Петрозаводск – не Омск

А Петрозаводск как вас встретил?

– Сюда приехала по приглашению (собственно, без приглашений я никуда не ездила). Кстати, помимо Петрозаводска мне предлагали аналогичную должность в Екатеринбурге. Но предпочла Петрозаводск. Хороший европейский город, на его ауре сказывается близость обеих столиц – Москвы и Петербурга. И не важно, что здесь не два миллиона жителей, как в Омске, а немногим более 200 тысяч.

Мой предшественник Кирилл Алексеевич Симонов много сделал за шесть лет для развития петрозаводского балета. Но уже в последний год его работы в петрозаводском балете труппа заметно поредела. Поэтому первое, за что я взялась, – формирование труппы.

Вы будете переносить сюда свои омские постановки? В частности, там вы хотели ставить балет «Пиковая дама» в своей авторской редакции.

– Навряд ли, а если и буду это делать, то гораздо позже и в измененном виде. У каждого города свой балетный менталитет, и Симонов приучил петрозаводчан к современной хореографии. Поэтому сейчас мы восстанавливаем с новым составом труппы его постановки. Моей первой работой в Петрозаводске в начале следующего года станет балет «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина (к слову, приближается 80-летие этого композитора). Затем, видимо, будет классический балет «Жизель», столь любимый зрителями. А я зрителей очень уважаю и в первую очередь работаю для них. А кроме того, прислушалась к пожеланиям дирекции петрозаводского Музыкального театра. Далее в планах – мои авторские балеты на музыку великого Стравинского, чье 130-летие со дня рождения отмечается в эти дни.

Вас ведь, как и Симонова, тоже привлекает больше не классика, а современные сюжетные балеты?

– Это действительно так. А привлекают они меня потому, что такие балеты придумываю полностью сама – от подбора музыки до рисунка танца, как это было, например, в «Шинели» или «Обнаженном танго». Подобные балеты помогают мне самовыразиться, что больше всего и ценю в своей работе. Я отношусь с уважением к классическому наследию мирового балета. Но не считаю нужным и интересным для себя заниматься переносом спектаклей великих мастеров. Для этого есть люди, которые этому жизнь посвятили. Себя же позиционирую как авторского хореографа.

Личная жизнь – в Москве

Вы надолго приехали в Петрозаводск? Наверняка работу здесь рассматриваете как трамплин?

– Знаете, есть очень хорошая поговорка: «Человек предполагает, а бог располагает». Я собираюсь работать в Петрозаводске с полной самоотдачей. Другое дело, что многое зависит не только от меня или от артистов, а от, например, финансирования. Чтобы поставить хороший балетный спектакль, требуется немало денег. А чтобы труппа не разбегалась, для артистов нужны еще и квартиры.

Вам самой предоставили квартиру?

– Да, неплохую, на улице Пушкинской, с отличным видом на озеро.

В Петербурге у вас тоже квартира, машина. Думаю, там же и ваша личная жизнь. Сколько раз за два месяца жизни у нас вы уже ездили в Питер?

– Всего раз ездила туда. В Петербурге у меня действительно есть, где жить. У родителей, в их квартире на Комендантском проспекте в Приморском районе. Там же оставлена моя любимая машина – маленькая красная Hyundai Getz. А про личную жизнь вы ошибаетесь, она у меня в Москве.

В Петрозаводске вы не хотите не то что заводить личную жизнь, но даже ездить на своей любимой машине?

– Не «не хочу», а некогда. С утра до позднего вечера нахожусь в театре.

В театре и едите тоже?

– Если это любопытно, то поесть я люблю, особенно макароны, и вообще, обожаю итальянскую кухню.

Видя вашу стройную фигуру, этого не скажешь.

– С утра (вообще-то я сова) ем овсянку, которую сама готовлю в микроволновке.

Много умения для этого не надо.

– Поэтому в основном ем в ресторане.

Ваша зарплата позволяет это делать?

– Зарплата моя не столь уж и велика. А мои обеды или ужины в ресторане – всего лишь скромные бизнес-ланчи.

Я была хулиганкой

Какой по характеру должен быть балетмейстер?

– Решительным, волевым и знающим, чего он хочет. Иначе ничего не получится. Я не была фанаткой балета с детства, в отличие от моей сестры. Я была хулиганкой, никогда никому не подчинялась (за поведение в школе частенько хватала «двойки»). Моя мама, бухгалтер по специальности, ставшая потом домохозяйкой, чтобы заниматься нашим с сестрой воспитанием, в мои 8 лет спросила меня, чем бы я все-таки хотела заняться. Мне хотелось петь. Или играть в шашки. Но мама понимала, что моя неуемная энергия должна выплескиваться в другое русло, поэтому твердо сказала: будешь танцевать, это лучше всего дисциплинирует. И отвела в балетную студию. А по выходным водила в театры.

Папа тоже так думал?

– Папа у меня строитель, но в молодости увлекался бальными танцами, поэтому он поддержал маму. Кстати, из всей нашей семьи и многочисленной родни, коренных петербуржцев, я единственная родилась очень далеко от Невы – в городе Тында Амурской области, где папа тогда строил Байкало-Амурскую магистраль. Там я жила до 4 лет.

Почему карьере танцовщицы вы предпочли балетмейстерство?

– Начала танцевать в пять лет, в шесть поставила в детском саду «Свадебный хоровод» (всегда любила командовать), в девять вовсю исполняла танцы на всяких новогодних елках и даже получала за это какие-то деньги. В 14 лет стала во главе большой хореографической студии. Произошло это случайно. Оба взрослых руководителя студии внезапно заболели. Я взяла все заботы на себя: организовывала занятия во всех группах, общалась с родителями детей, собирала плату. Именно тогда я поняла, какая это большая ответственность – стоять во главе коллектива, как это непросто – работать с артистами. Но и очень интересно. Тогда-то и задумалась всерьез о своем будущем.

Вы любите экстрим?

– Да, очень. Когда в театре бывает затишье, катаюсь на горных лыжах, гоняю на своей машине и объясняюсь с гаишниками. Все это для меня как допинг, наполняет энергией. А когда в театре все бурлит, то чтобы сбавить накал хотя бы дома, вышиваю крестиком. Теперь прибавилось еще одно хобби. Люблю путешествовать, пока по Европе. Очень нравится Прага. Не представляю себе жизнь без любви – к чему-либо или к кому-нибудь.

Изменился ли с годами ваш характер?

– Сомневаюсь. Может быть, он стал более уравновешенным, дисциплинированным. Я человек волевой и сильный. Могу себя заставить делать то, что надо делать именно сейчас.