На днях смотрел интервью Познера с Валентиной Матвиенко. С бывшей губернаторшей Петербурга. Сейчас она сенатор, ведет нас вперед к победам капитализма и любит демократию. А когда-то давно она была партийным и комсомольским лидером и вела нас к победам коммунизма. То есть вроде как прямо в противоположную сторону, но с тем же энтузиазмом. Типичная карьера политика: не важно куда, лишь бы сверху.
Особенно глянулся мне в том интервью один эпизод. Познер спросил у Валентины Ивановны, не жалеет ли она о каких-то своих поступках в бытность губернатором? Вот, мол, она сама в каком-то интервью говорила, что любой человек должен уметь признавать свои ошибки. Так были ли у нее ошибки? Не буду цитировать точно, но суть ответа женщины была такова:
– За годы моей работы главой Санкт-Петербурга нами были достигнуты следующие успехи: отремонтировано, отреставрировано, сохранено, преумножено, украшено, разукрашено, облагорожено, законопачено, выкрашено, отутюжено, а еще я молодец и красавица…
Познер загрустил и попытался зайти с другой стороны. Мол, не бывает же все хорошо…
– Конечно, – согласилась сенаторша. – Есть силы, которые из политических соображений пытаются обвинить меня в том, что я иногда кое-что не совсем кое-где порой. Но надо учитывать, что я облагородила, взрастила, реставрировала, украсила, построила, сохранила, преумножила, и еще я честная, смелая и принципиальная.
– Хорошо, – сказал Познер и зашел с третьей стороны: – Вот вы – человек, жительница Санкт-Петербурга, у вас свои вкусы, пристрастия и взгляды на жизнь. А с другой стороны, вы политик. Не приходилось ли вам как политику порой делать такие вещи, за которые вам как человеку было бы стыдно?
– Знаете, – ответила Валентина Ивановна, – я – цельный человек и стараюсь жить в ладу с собой. Тем более что я так много преумножила и воплотила, украсила, отреставрировала, зашпаклевала, отутюжила, выпестовала, отдраила и починила. Не говоря уже о том, что я офигительно клевая.
И в этом, сдается мне, вся суть политиков. Они не рефлексируют. Они в принципе не верят, что могут ошибаться. Даже провалившись в яму с навозом, они этого не заметят. Вылезут и пойдут дальше, не чувствуя запаха, ибо обоняния у них тоже нет. Их можно раздеть и выставить голыми посреди бала. Они лишь шаркнут ножкой и пригласят даму на мазурку. Ибо такое понятие, как стыд, попросту не присуще им. Такая порода. А потому совершенно бессмысленно укорять их за невыполненные обещания. Бессовестных бессмысленно корить. Они не поймут.
Журналистка Гессен упрекнула Путина в том, что якобы дикая тигрица, которую он усыпил под объективами телекамер с одного меткого выстрела, на самом деле была из зоопарка. Всему народу его поступок преподали как символ бесстрашия, а это была пошлая инсценировка. Президент даже не понял, в чем суть упрека. Ну из зоопарка. И что?
– Что случилось с подводной лодкой «Курск»?
– Она утонула.
Несчастная интеллигенция хватается за очки от такого цинизма. А он реально не понимает, в чем подвох. Он же правду сказал. Утонула. И где он, а где та интеллигенция?
Познер спросил у Валентины Ивановны Матвиенко, не жалеет ли она о тех временах, когда была коммунисткой? Нет, ответила она, не жалеет.
– Но вы же верили в то, что делаете тогда?
– Верила.
– А в то, что делаете сейчас?
– Тоже верю.
И она не врет. Им всем абсолютно все равно. Вчера они гоняли попов, сегодня попы целуют им руки, а сами они стоят со свечами в храмах и принимают законы о защите чувств верующих. Они забивают нам головы идеологией, сами же даже не знают, что это такое.
Впрочем, это же всем известно. Про это уже столько книжек написано и фильмов снято. Но все равно, посмотрел на Валентину Ивановну по телевизору – и нахлынуло. Спасибо Познеру.