Защита диссертации – процесс не только трудоемкий, но и очень дорогостоящий. Причем счет порой идет на сотни тысяч рублей. В этом на собственном опыте убедилась преподаватель ПетрГУ Нина Александрова (имя и фамилия изменены по понятным причинам. – Прим. ред.). Женщина три года потратила на подготовку и написание своего научного труда. Когда поняла, что за «удовольствие» стать кандидатом наук ей придется заплатить, отступать было уже поздно. Причем все «поборы» – вполне узаконенные и официальные, а деньги нужно вносить в кассу.
Некуда деваться
– В нашем университете нет диссертационных советов по некоторым специальностям, – объясняет Нина Александрова. – Насколько я знаю, такая ситуация сложилась по ряду экономических и филологических и юридических специальностей. Защищаться мы вынуждены ездить в столичные университеты, другого выхода просто нет. И за это как раз и приходится платить.
Александрова признается: когда она узнала, что за то, чтобы «прикрепиться» к одному из питерских вузов в качестве стажера, ей придется выложить… 65 тысяч рублей, была удивлена. Все-таки в аспирантуре она училась на бюджетном месте, причем попала туда, обойдя в конкурсном отборе нескольких конкурентов. Когда дело подошло к защите, Александровой объяснили: ближайшие диссертационные советы по ее специальности – в Питере, Архангельске и Екатерингбурге. Женщина выбрала первый вариант, все-таки добираться до северной столицы быстрее и удобнее.
– Как только я туда приехала, мне сразу объяснили, как и за что мне придется заплатить, – вспоминает Александрова. – Ситуация сейчас сильно осложняется тем, что многие диссоветы в стране закрылись или закрываются. А те, что остались, подняли цены. Они понимают, что аспиранты все равно к ним придут, ведь деваться им некуда. После того как я заплатила 65 тысяч рублей, со мной составили договор, по которому я официально стала стажером при университете. Без стажировки никак не защититься – это своеобразный мостик между нашим университетом и питерским. Диссертационный совет начинает с тобой работать, его члены читают твою работу, а автореферат твоей диссертации публикуют на официальном сайте университета. Но если ты не заплатишь деньги, никто этим заниматься не станет, процедура будет нарушена и тебя просто не допустят до защиты.
Ссуда «съела» повышение
Для того чтобы покрыть все расходы, Нине Александровой пришлось взять беспроцентную ссуду в нашем университете – благо он в последние несколько лет предоставляет такую услугу своим аспирантам. Теперь она должна университету 50 тысяч, которые будет выплачивать ближайшие два с половиной года. После защиты диссертации женщина получила прибавку к зарплате – 3 тысячи рублей. И почти всю ее сразу же «съела» ссуда – каждый месяц с зарплаты у Александровой удерживают больше двух тысяч рублей в счет ее погашения. Но она рада, что «легко» отделалась: один из ее знакомых юристов сейчас собирается защищаться в Москве при Российском институте дружбы народов. И готовит уже 150 тысяч рублей.
– На самом деле стажировка – это чистая формальность, я так и не поняла, за что конкретно заплатила деньги, – говорит Нина Александрова. – Да, члены диссовета высказали несколько дельных замечаний по моей работе, но на этом все и закончилось. Тем более, к университету я «прикреплялась» уже с готовой диссертацией, сданными кандидатскими экзаменами и опубликованными статьями.
А вот поборы, оказывается, только начались: неофициально у женщины попросили еще 10 тысяч за оформление диссертационного дела. Александрова не исключает, что такая практика существует во многих столичных вузах, ведь на сбор всех необходимых для защиты справок и документов иногородний аспирант может потратить не одну неделю. Все это время ему нужно где-то жить. Снимать квартиру в Москве или Питере – удовольствие дорогое, поэтому многим иногородним аспирантам проще заплатить – и пусть документы за них собирает кто-то другой. Александрова так и сделала. А вот для своих аспирантов столичные вузы все делают бесплатно, так что те оказываются в более выгодных условиях.
Дальше – больше. После защиты диссертации, оказывается, принято… устраивать банкет для членов диссертационного совета. Таков этикет, и нарушать негласное правило ни один из аспирантов еще ни разу не решился – это просто дурной тон. Точно так же, как никто не решился оставить без подарков своих оппонентов.
– Обычно иногородние аспиранты везут какие-то сувениры со своего родного края, – объясняет Нина Александрова. – Мне каждый подарок обошелся примерно в тысячу рублей. И это еще хорошо. После защиты я читала в Интернете отзывы других аспирантов, так кому-то оппонентка намекала, что хочет духи определенной марки. Пришлось покупать. Я же всего-навсего оплатила проезд одному из своих оппонентов из Москвы в Питер и обратно. Мне дали понять, что это нужно сделать. Плюс еще около пятнадцати тысяч я заплатила за банкет, который мы организовали прямо в университетском кафе. Похоже, у них там это общепринятая практика, потому что заведующая столовой сразу мне рассказала, какой член диссовета что любит, а чего не любит из еды.
Всего защита диссертации обошлась Нине Александровой примерно в 95 тысяч рублей. И это при том, что по закону эта процедура у нас в стране должна быть абсолютно бесплатной. Конечно, аспирант может возмутиться и отказаться платить. Но ведь он зависит от диссертационного совета и от своих оппонентов. Идти на открытый конфликт никто не рискует. Тем более голосование во время защиты – тайное, оппоненты легко могут проголосовать «против», так что лучше не портить с ними отношения. Да и о том, что нужно платить, аспирант узнает, как правило, уже на финишной прямой, когда за спиной – три кандидатских экзамена, годы работы над диссертацией, и отступать уже поздно.
Справедливости ради стоит отметить, что такая ситуация складывается не везде. К примеру, в Петрозаводском госуниверситете все иногородние аспиранты при наших диссертационных советах защищаются бесплатно, а проводить банкеты после защиты в университете ректор запретил.
Поможем, чем можем
– Лично мне кажется, что подобная система защиты просто дискредитирует наше высшее образование, – говорит Нина Александрова. – Меня все случившееся очень разочаровало. Страшно подумать, сколько будет стоить защита докторской диссертации. И ладно, если бы преподавателям такие расходы были по карману. Но ведь начинающий преподаватель без стажа, который работает на полную ставку, получает всего 7-8 тысяч рублей. Для профессионального роста диссертация необходима. После защиты ты получаешь 3000 рублей в качестве надбавки за степень. Если тебе дадут статус доцента, прибавят еще 40 процентов к зарплате. В этом случае твоя зарплата, дай бог, наконец-то дойдет хотя бы до 20 тысяч рублей. Получается, чтобы выйти на эту сумму, преподавателю необходимо минимум четыре года плодотворного труда. Многие из-за этого начинают брать дополнительные часы в университете, чтобы выкрутиться, а научная деятельность страдает…
В самом Петрозаводском госуниверситете о ситуации с платными защитами карельских аспирантов в столичных вузах, похоже, знают, но не горят желанием этот вопрос обсуждать. Как уверяет проректор по научно-исследовательской работе Владимир Сюнев, у него – две степени, обе он получил совершенно бесплатно. Никто ни разу ни копейки за защиту его кандидатской или докторской не попросил. Что касается столичных вузов, то Сюнев уверяет: университет как может старается помогать своим аспирантам. И если вуз заинтересован в этом специалисте, все расходы ему компенсируют.
– Что касается отсутствия у нас диссертационных советов по ряду специальностей, то это сложный вопрос, – говорит проректор. – Сейчас многие советы реорганизуются, их сокращают, а отношение к ним неоднозначное. Существует и еще одна проблема – ради того, чтобы в совете защищались всего несколько аспирантов в год, его держать нецелесообразно. А собрать диссертационный совет не так-то просто – все его члены должны обладать высокой квалификацией. У нас далеко не по всем специальностям есть необходимое количество специалистов такого высокого класса, чтобы они могли войти в совет. Помню, руководителю ВАК (Высшей аттестационной комиссии, которая как раз и занимается аттестацией научных и нaучно-педагогических кадров. – Прим. ред.) задавали вопрос по поводу платных защит во многих столичных, да и не только столичных, вузах. Он ответил, что такие жалобы ему не поступали.
Похоже, простым аспирантам остается только смириться с существующим положением дел. Вряд ли ситуация в ближайшее время изменится. Или же пора перестать бояться и начать жаловаться.
Карельские преподаватели беднее всех в России?
Вопрос о зарплате карельских преподавателей действительно больной. Оказывается, наши педагоги живут чуть ли не хуже всех в стране. Об этом свидетельствуют данные мониторинга, которые опубликовало Министерство образования и науки России. Из федерального бюджета были специально выделены средства на увеличение зарплаты профессорско-преподавательскому составу. За счет этих средств в сентябре-декабре 2012 года зарплату преподавателей нужно было довести до уровня не ниже среднего. Но Карелия оказалась в списке семи регионов, где сделать этого так и не смогли.
По данным Минобрнауки России, больше всего у нас получают преподаватели Консерватории имени Глазунова – их средняя зарплата в районе 26 с лишним тысяч рублей. Чуть меньше – примерно 24,6 тысячи рублей – получают преподаватели ПетрГУ. Дальше идет Карельская педакадемия с ее почти 19 тысячами рублей. Замыкает список Петрозаводский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения, там средняя зарплата преподавателей всего 18,8 тысячи рублей.
В семерке аутсайдеров оказались также Астраханская область, Карачаево-Черкесская республика, Липецкая и Магаданская области и Северная Осетия. А в лидерах: Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, расположенный в Москве. Там преподаватели в среднем получают более 96 тысяч в месяц. Даже в МГУ эта цифра заметно ниже – 55 тысяч рублей.
Сами карельские преподаватели уверены, что цифры далеко не полностью отражают реальную картину. У начинающих преподавателей без стажа, степеней и званий зарплата колеблется в районе 7-8 тысяч рублей. А повышения на 5-6 процентов, которые периодически случаются, даже не ощущаются. И это при том, что у проректоров и ректора эти суммы, говорят, исчисляются десятками, а порой и сотнями тысяч рублей. Чтобы увидеть истинную картину, мы сделали запрос в ПетрГУ о средней зарплате преподавателей и проректоров. О результатах сообщим в ближайшее время.