В редакцию «Карельской Губернiи» обратились обеспокоенные жители Лахденпохьи. Они недоумевают: почему здание кардиосанатория, из-за которого в прошлом году разразился громкий скандал и даже сняли двух крупных чиновников, снова стоит заброшенным и разрушается?
– Если это здание правительству так было нужно, почему они теперь его бросили? Там бомжи живут, внутри все еще хуже стало, а недавно пожар случился, и часть кардиосанатория просто выгорела, – сетуют люди.
Купил себе на беду
Из-за неоднозначной сделки по продаже здания бывшего кардиосанатория своих постов лишились сразу два крупных чиновника. Экс-губернатор Карелии Андрей Нелидов отстранил от работы председателя республиканского Госкомитета по управлению государственным имуществом Марка Орлова и директора регионального Фонда госимущества Виталия Маркова. Большой вопрос у Нелидова вызвала сумма сделки – всего 5,9 миллиона рублей за добротное двухэтажное здание финской постройки в центре города. Местные власти всюду принялись рассказывать, как многие годы пытались заполучить это здание и разместить там Пенсионный фонд или поликлинику, но Орлов им отказывал, а потом и вовсе продал.
Больше всех пострадал предприниматель, купивший себе на беду злополучное здание. Андрей Павлов собирался организовать там лечебно-оздоровительный комплекс. Но в итоге его выставили чуть ли не мошенником, который по дешевке заполучил здание в отличном состоянии. Доводы о том, что бывший корпус кардиосанатория в плачевном состоянии: в его восстановление необходимо вложить большие деньги, и что покупка была совершена по закону, через аукцион, похоже, никого не убедили. Наоборот, предпринимателя еще и начали прессовать за то, что он посмел выступить в свою защиту: всего за несколько дней Павлова неожиданно посетили и налоговая инспекция, и миграционная служба, и ОБЭП, и местное ГУВД. Бизнесмен уверял: ему даже угрожали, чтобы вынудить отказаться от сделки.
– Если вы хотите замуж, что вы будете делать? – недоумевал Андрей Павлов. – Правильно, возьмете и выйдете. А не будете ждать 10 лет. Если человек хочет – он делает. А наши чиновники ждали зачем-то 10 лет, не предпринимали активных действий, чтобы заполучить это здание. Оно разрушалось и пустовало, его даже никто не охранял. Местные власти не собирались приводить его в порядок. Они ограничивались только пустыми обещаниями отремонтировать его под медицинские цели. Здание стояло без отопления, коммуникаций и охраны. А теперь санаторий им вдруг резко запонадобился. Почему я теперь должен отказываться от этого здания? Я действовал в рамках закона.
Району не надо
С тех пор прошло больше года. За это время своего поста лишился не только Марк Орлов, но и Андрей Нелидов. Ситуация же со зданием до сих пор не сдвинулась с мертвой точки. Андрей Павлов уже который месяц судится с местными властями – те отказывают ему в оформлении кардиосанатория в собственность. Как грустно шутит сам предприниматель, это судебное разбирательство абсурдно и несправедливо – все равно что женщине пришлось бы доказывать, что она – женщина, а не мужчина. Но отказываться от здания Павлов не собирается, будет и дальше судиться.
– Раз я такой большой коррупционер, как меня назвали местные власти, почему я тогда до сих пор не за решеткой? – говорит предприниматель. – Ни одна проверка не нашла в сделке по покупке здания ни одного нарушения. Но при этом мне его не отдают. Теперь власти утверждают, что кардиосанаторий – памятник истории. Я на суде так и спросил – раз это такой великий памятник, чего же вы его даже не охраняете? Внятного ответа на вопрос мне никто не дал.
Глава Лахденпохского района Владислав Вохмин всю вину перекладывает на карельскую власть. Говорит, они и сами обеспокоены состоянием здания, а вот в правительстве республики все знают, но почему-то никаких действий не предпринимают. Сам же Вохмин теперь уверяет, что корпус бывшего кардиосанатория району не так уж и нужен. Он и в собственности-то района никогда не был, поэтому местные власти и не могут организовать охрану здания. Однако передать предпринимателю Павлову законно приобретенное имущество, оказывается, тоже нельзя, раз это не собственность района. Какой-то замкнутый круг получается.
Насколько нам известно, нынешний губернатор Карелии Александр Худилайнен в курсе ситуации. Не пора ли вмешаться?