
Первый поезд, который накануне Нового года отправился из Петрозаводска в Йоэнсуу, провожали с помпой: песни, танцы, пламенные речи чиновников… Даже Дед Мороз с Санта-Клаусом были – в знак нашей большой дружбы и плодотворного сотрудничества с финнами. Но шумиха отгремела, туристы и чиновники вернулись в Петрозаводск, а судьба поезда по-прежнему остается туманной. О том, что регулярным он станет не раньше чем через два года, представители железной дороги предупреждали сразу. Очередной рейс поезда сейчас намечен на 7 марта. Однако на прошлой неделе в Минспорта и туризма Карелии прошло совещание, на котором представители Федеральной пассажирской компании ясно дали понять: для того чтобы поезд до Йоэнсуу и дальше ходил, стараться, в первую очередь, должны карельское правительство и наши туроператоры.
Республика на крючке
Началось все с того, что железнодорожники заявили: первый поезд до Йоэнсуу не принес никакой выгоды. Несмотря на то, что все билеты были раскуплены буквально за неделю, Федеральная пассажирская компания якобы ушла в «легкий минус», а цена на билеты была «за гранью рентабельности». Именно поэтому железнодорожники собираются ее повысить. Предварительно участники совещания остановились на цене 100 евро «туда – обратно», но это цена для туроператоров. Соответственно, в кассах железной дороги билеты будут стоить еще дороже. Несмотря на то, что представители Федеральной пассажирской компании заверили, что цены на билеты гибкие и все еще может измениться, ведь чем больше туристов поедет на поезде и чем больше вагонов будет в составе поезда, тем ниже можно сделать стоимость билета, осадок остался неприятный.
Неужели железнодорожники, назначая прежнюю цену, не спрогнозировали выгоду и риски? Как-то с трудом верится в то, что их экономисты все заранее не просчитали. Значит, это был либо рекламный трюк, либо же Федеральная пассажирская компания просто «закинула удочку» и покрепче усадила нашу республику на крючок. Сейчас от нашумевшего проекта карельским властям вроде бы стыдно отказываться, поэтому они, вполне возможно, пойдут на уступки и примут любые условия.
На все претензии по поводу завышенной и даже отчасти неконкурентоспособной цены – все-таки на автобусе поездка до Йоэнсуу и обратно жителям Петрозаводска обходится в 1200 рублей – железнодорожники отреагировали довольно агрессивно. Не по вкусу пришелся им и упрек, что петрозаводчане вряд ли захотят отдавать 4000 рублей, для того чтобы просто на день съездить за покупками.
– Мы уже говорили о том, что велосипедом будет еще дешевле, – напомнил заместитель генерального директора компании Олег Никитин. – Мы позиционируем свой поезд как отель на колесах. Сравнивать его с маршрутками просто некорректно. Одно дело, когда ты, скрючившись, приезжаешь в Финляндию. И другое – когда для тебя путешествие начинается уже в поезде, где ты отдыхаешь и расслабляешься. А о том, чем занять людей в Йоэнсуу, помимо шопинга, чтобы они готовы были платить такую цену, должны подумать карельские туроператоры. Пусть это будут экскурсии или какая-то культурная программа.
В чем выгода?
Но, как выяснилось, карельские туроператоры пока не особо понимают, в чем их выгода от поезда «Петрозаводск – Йоэнсуу».
– Сейчас у поезда даже нет фиксированного расписания. Как нам продавать на него туры? И главное, в чем наша заинтересованность? – спросил у железнодорожников председатель Совета туристических фирм Карелии Владимир Кучеренко.
Туроператоры накидали целый список вопросов, который и предъявили представителям Федеральной пассажирской компании. Среди них были и очень дельные замечания. К примеру, почему в поезде нет сидячего вагона для тех, кто не готов покупать дорогой билет в купейный вагон? Или почему поезд едет так долго – аж 14 часов, два из которых стоит на границе? Неужели нельзя сделать так, чтобы пограничники садились в Сортавале и по ходу движения состава проверяли у пассажиров документы? И почему пассажиры в течение дня не могут приносить в поезд покупки и вынуждены по всему Йоэнсуу таскать с собой ворох пакетов? Вдобавок в поезде, который позиционируют как отель на колесах, мог бы быть Wi-Fi. Это лишь малая часть накопившихся у туроператоров вопросов.
Как заверил Олег Никитин, все вопросы решаемы. Нужен сидячий вагон – так дайте на него заявку! Поезд долго едет? Не проблема, можно ускорить и поменять расписание: из Петрозаводска поезд будет выезжать часов в одиннадцать вечера, а обратно из Йоэнсуу – часов в семь вечера. А вот с беспроводным Интернетом сложнее, его к следующей поездке установить не получится. Решать остальные проблемы железнодорожники тоже не торопятся.
– Мы специально сделали остановку на два часа, чтобы пассажиры могли выспаться, – оправдывался Никитин. – Если мы подсадим пограничников в поезд раньше, то и людей придется поднимать в шесть утра. К тому же нет смысла приезжать в Йоэнсуу раньше – все магазины закрыты. Что касается покупок, то кто обеспечит их сохранность в поезде? Лучше поговорить с финскими властями, пусть они организуют на вокзале камеры хранения. Что касается «билетов для малообеспеченных граждан», которые поедут в сидячем вагоне, то о ком сейчас идет речь? Если о студентах, то понятно. Остальные категории «малообеспеченных» людей вряд ли вообще захотят ехать в Финляндию.
На претензию туроператоров по поводу отсутствия выгоды для них Никитин так и не нашелся что ответить. Сказал лишь, что не имеет права лезть в туристический бизнес и не знает, как и чем туроператоры обычно завлекают туристов, чтобы получить прибыль. То есть от решения этой проблемы железнодорожники открестились. Но при этом они продолжают напирать на карельских туроператоров и требовать, чтобы те заполняли поезд «Петрозаводск – Йоэнсуу», который станет регулярным только в том случае, если будет пользоваться популярностью.
Финны не в восторге
Присутствовавший на совещании заместитель губернатора по региональной политике Александр Чаженгин не выдержал и заметил: мол, ответа на главный вопрос мы так и не услышали, зато много узнали о том, что и кому должны. Хотя в том, что первый рейс поезда прошел столь успешно, во многом заслуга именно карельского правительства, а не железнодорожников. Чаженгин объяснил: нашим соседям-финнам поезд «Петрозаводск – Йоэнсуу» пока тоже не особо выгоден. Оказывается, у наших финских соседей для этого есть несколько причин.
Во-первых, педантичные финны привыкли планировать свой отпуск минимум за полгода. Финские туроператоры заверили, что в разгар сезона готовы отправлять на поезде до 150 своих туристов в Карелию. Но если у поезда нет фиксированного расписания, финны вряд ли согласятся на такую авантюру.
Другая проблема – это слишком короткий маршрут. По территории Финляндии поезд едет всего 70 километров. Соответственно, от стоимости билетов, проданных на поезд, наши соседи получают всего ничего. Финской стороне такой короткий маршрут просто невыгоден. Они заинтересованы в том, чтобы поезд ходил как можно дальше.
– Финны пока не видят бизнеса в поезде, который будет ходить только до Йоэнсуу, – объяснил Чаженгин. – И я их прекрасно понимаю. Пока что выгода от него только продавцам финских магазинов. Но ведь к ним русские и без поезда приедут. Так что нам нужно как-то заинтересовывать финскую сторону. Ведь те автобусы, которые они пригнали к вокзалу и на которых туристов с поезда довезли до центра города, а также возврат tax free прямо в поезде на обратном пути – это не более чем гостеприимство финской стороны. Мы понимаем, что на добровольных началах постоянно делать этого они не будут.
Чаженгин предложил представителям железной дороги задуматься, как сделать так, чтобы поезд был выгоден всем, а не только им самим. Один из возможных вариантов – так называемые «гаражи на колесах». Жители Карелии смогут не только сами отправиться в Финляндию на поезде, но и погрузить в состав свою машину. Люди смогут расслабиться, зная, что у них полный бак бензина в автомобиле и на любой станции они могут сойти и продолжить свое путешествие самостоятельно. Перспектива заманчивая. Но, скорее всего, воплотить эту идею в жизнь быстро не получится. Поэтому судьба поезда по-прежнему остается под вопросом. Рейс, намеченный на 7 марта, скорее всего, состоится. А вот что будет дальше – пока не знает никто.