Общество Дети до сих пор за границей

Илона Радкевич
№5 (871) 30.01.2013

История петрозаводчанки Светланы Карелиной продолжает набирать обороты. Теперь о ней уже говорят не только местные и федеральные, но и финские СМИ. Появились официальные, хотя и весьма скупые, комментарии финских властей по этому поводу. Напомним: муж Светланы, не дождавшись решения Петрозаводского суда, рассматривавшего дело об определении места жительства детей, увез шестилетних Артема и Соню в Финляндию и вот уже два месяца отказывается возвращать двойняшек на родину. Попытка Светланы хотя бы просто увидеться со своими сыном и дочерью на территории Суоми закончилась для женщины визитом в полицейский участок (при первой же попытке матери приблизиться к детям их отец вызвал полицию).

Спустя всего несколько дней после возвращения на родину Светлану ждал еще один сюрприз: пока она была на работе, кто-то основательно покопался в ее квартире. Пропало немного: некоторые детские вещи, медицинские документы детей, свидетельства о рождении и личный дневник женщины. Из разговора с детьми по Skype Светлана узнала, что два дня их отца не было в Йоэнсуу: мужчина куда-то уезжал. Кроме того, только у него еще были ключи от петрозаводской квартиры и только ему могли понадобиться пропавшие документы. Но пока это всего лишь предположения. Выводы предстоит сделать сотрудникам полиции, которых Светлана, разумеется, вызывала на место происшествия, обнаружив кражу.

Чиновники прозрели?

Чиновники, которые два месяца не замечали Светлану Карелину и ее проблему, теперь делают громкие заявления и требуют перестать нарушать ее права. В частности, обратил, наконец, внимание на историю Карелиной и Павел Астахов:

– Я глубоко возмущён этой ситуацией. Будем говорить и настаивать на том, чтобы рассмотреть вопрос о признании Финляндии страной, опасной для туристических поездок семей с детьми и тем более –  для проживания там российских семей.

Это заявление было сделано после того, как о Светлане раструбил финский правозащитник Йохан Бекман. Непонятно только, почему в качестве источника информации детский омбудсмен использовал его, а не мать детей или ее юриста. Бекман непонятно с чего взял, что детей у петрозаводчанки отняли финские органы опеки, а не их отец – такой же гражданин России, как и их мать. Федеральные СМИ и Астахов эту тему подхватили, а зря. Позже, ориентируясь на сообщение все того же Бекмана, Астахов перепугал женщину своим заявлением о том, что финны собираются лишить ее родительских прав, и такое дело уже якобы даже начали рассматривать в суде.

– На основании чего меня будут лишать родительских прав? – недоумевает Светлана. Она – прекрасная мать. И поводов усомниться в этом нет. Скорее всего, Павел Астахов вновь что-то недопонял. Во время поездки Карелиной в Йоэнсуу ее действительно ознакомили с двумя судебными исками ее мужа: мужчина просит Фемиду об установлении единоличного опекунства над детьми и определении в качестве страны проживания для Артема и Сони Финляндию.

Удивил и представитель МИД России в Петрозаводске Андрей Сильченко. Он выступил в СМИ с заявлениями о том, что посольство России в Финляндии ранее ничем не могло помочь Светлане из-за того, что до него слишком долго шло решение Петрозаводского суда. А почему оно так долго туда не попадало?

– Если бы Сильченко сразу откликнулся на просьбу о помощи (ведь и Светлана, и ее друзья ни раз обращались к нему за эти два месяца. – Прим. авт.) и вовремя оказал содействие в этом вопросе, информация давно бы была на финской территории, – говорит юрист Светланы Карелиной. – В результате это все было сделано с большим опозданием. Бездействие и нежелание помогать нашим людям – вот с чем мы столкнулись в этой истории со стороны чиновников.

Где же дети?

Как только история Сони и Артема получила широкую огласку, в финских СМИ тут же появился официальный комментарий Минюста страны: «Гаагские соглашения (Гаагская конвенция по борьбе с похищением детей и Гаагская конвенция о защите детей) определяют то, каким образом определяется место проживания детей. В соответствии с Гаагской конвенцией, вопросы, связанные с опекой детей, решаются в том государстве, где проживают дети».

Здорово, что финны это понимают и признают. Только не ясно, откуда тогда взялась существующая проблема? В тот момент, когда Петрозаводский суд решал, где и с кем будут жить Соня и Артем, они находились в России, имели (и имеют) российское гражданство, ходили в российский детский сад и кружки. То есть, в соответствии с указанной Гаагской конвенцией, данный вопрос решался именно там, где и должен был. Отец увез детей в разгар судебного процесса по обычной туристической визе. Теперь же финская сторона почему-то отказывается признавать двойняшек туристами и собирается рассматривать дело об определении местожительства детей в суде на территории Финляндии.

Решение суда вступило в силу

Между тем решение Петрозаводского суда, гласившее, что Артем и Соня должны проживать с матерью на территории России и только здесь в определенное время видеться со своим отцом, вступило в законную силу. Сергей Тимонен обжаловал решение, но Верховный суд Карелии вновь оказался на стороне матери.

– Я очень рада, что решение вступает в силу и теперь есть какие-то возможности продолжать в правовом поле попытки вернуть двух российских граждан на территорию Российской Федерации, – пояснила Светлана Карелина, покидая здание суда. – Сейчас самое тяжелое, что мы не знаем, как отреагирует на это решение финская сторона и что она будет предпринимать. Опасений много. Для обычного человека эта ситуация выглядит совершенно абсурдно. На сегодняшний день я не лишена родительских прав, дети являются гражданами той страны, в которой мы живем, они находятся в Финляндии по туристической визе. Почему финские власти должны решать их судьбу? А если бы мы с вами выехали в Турцию по туристической визе, турки бы решали, возвращаться российским гражданам на родину или нет?

Первое, что собираются теперь предпринять Светлана и ее юрист – перевести и отправить в Финляндию решение Верховного суда Карелии. Что будет дальше – большой вопрос.

Женщина уже не знает, кому и чему можно верить. О ней и ее истории наслышаны на всех уровнях власти. И тем не менее дети до сих пор далеко от нее. Павел Астахов, Валентина Пивненко, Андрей Сильченко, Александр Худилайнен и прочие могут сколько угодно говорить, что они в курсе ситуации и держат ее на контроле. Эти люди должны помочь Светлане Карелиной прямо сейчас.