Трое жильцов «дома с пристройкой» (проспект Александра Невского, 30) сдержали свое обещание и на прошлой неделе начали голодовку. Среди тех, кто решил отказаться от еды – 37-летний Роман Лабутин, а также два пенсионера – 66-летний Михаил Гошкиев и 80-летний ветеран войны Николай Бакинов. По правилам, все участники акции протеста должны находиться в одном месте, поэтому голодающих приютила соседка, у которой в квартире есть свободная комната. Жильцы были настроены решительно и предупредили: они будут голодать до тех пор, пока власти не обратят внимание на их проблемы и не решат вопрос с «Невским пассажем».
Вопросы и ответы
– С 9 утра мы ничего не едим, – рассказывали голодающие в первый день акции протеста. – Все это время, пока голодаем, будем находиться вместе. Чувствуем себя пока нормально, хотя состояние все равно подавленное. Сами понимаете, не от хорошей жизни нам пришлось это затеять. Обидно, когда все вокруг делают вид, что ничего не происходит. Посмотрите, у нас уже огромные стопки ответов из всевозможных инстанций. И от губернатора, и от мэра, и от МВД, и от карельского Следственного комитета, и из суда. И никто не захотел нам помочь. Так что другого выхода нам просто не оставили…
Роман Лабутин признается: минувшей осенью ему пришлось уйти с работы, иначе защищать права жильцов дома в суде он просто не смог бы – судебные тяжбы и подготовка к ним отнимают все его время. Ему, не юристу по образованию, пришлось научиться разбираться в тонкостях нашего законодательства.
– Суд просто отказывается признавать очевидное – что эта пристройка незаконная, – говорит Лабутин. – Хотя помимо юридических нюансов существуют ведь и морально-этические нормы. У нас в доме живет много пенсионеров. Эти люди столько лет трудились на благо нашего государства. И, как мне кажется, они заслужили, чтобы теперь государство позаботилось о них и встало на защиту их интересов. Но выходит все совсем по-другому.
Вопросов у участников голодовки к представителям сильных мира сего накопилось предостаточно. Один из главных – к экспертам из Питера, проводившим экспертизу пристройки. Именно они каким-то загадочным образом пришли к выводу, что без пристройки дом рухнет и что «Невский пассаж» пошел пятиэтажке только на пользу. Суд, руководствуясь заключением экспертов, решил не сносить пристройку.
Михаил Гошкиев специально ездил в Питер, ходил в эту контору. Оказалось, на лицензии этой фирмы даже печати нет, так что очень сомнительно, имеет ли она вообще право проводить какие-то экспертизы. А половина экспертов, обследовавших пристройку, в этой фирме, оказывается, даже не работает. Но судья отказался приобщать результаты «расследования» Гошкиева к материалам дела – сказал, что никакого отношения к сути разбирательства они не имеют.
Шмыков уговорил не голодать
О том, что они начинают голодовку, жильцы дома и мэра, и губернатора, и правоохранительные органы, и прокуратуру предупредили заранее, за неделю до акции протеста. И за это время с ними ни разу никто даже не попытался поговорить. Зато полицейские проявили к голодающим небывалый интерес. За время голодовки стражи порядка навещали их несколько раз. Объяснили: мол, акция неординарная, поэтому нуждается в их пристальном внимании и наблюдении.
– Полицейские постоянно приходили, проверяли обстановку, – говорит Лабутин. – Наведались к нам и начальник, и замначальника уголовного розыска. Мы сильно удивились, ведь голодовка наша к уголовному розыску никакого отношения не имеет. Но они сказали, что дежурят по городу и поэтому должны быть в курсе всех событий.
К голодающим приходил и заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Петрозаводска. Но участники акции протеста не стали в сотый раз повторять то, что они писали в своих обращениях. Просто дали понять, что ждут от чиновников конкретных действий.
Уговорить протестующих хотя бы на время прекратить акцию протеста смог Уполномоченный по правам человека в Карелии Валентин Шмыков, который пришел к ним на третий день голодовки. К тому времени голодающие уже стали чувствовать себя значительно хуже – появились слабость и головокружение, а Николаю Бакинову даже пришлось надеть валенки – от голода у него сильно мерзли ноги. Шмыков смог убедить жильцов не вредить здоровью. Кроме того, уполномоченный пообещал, что отправит письмо губернатору Карелии и в ближайшее время Худилайнен встретится с жильцами дома. Это и стало решающим аргументом.
Однако так просто сдаваться голодающие не собираются. Они предупредили Шмыкова и сотрудников прокуратуры, которые тоже их навестили: если после встречи с главой Карелии никаких конкретных действий так и не будет предпринято и все опять ограничатся одними словами, то голодовка возобновится уже на этой неделе. Причем к протестующим присоединятся еще 10 жильцов дома, среди которых будут и женщины. Они и раньше были готовы начать голодовку, но мужчины предложили им немного подождать. Но если власти так и не предпримут каких-то конкретных действий, следующим шагом будет уже массовая голодовка.
Прокуратура снова требует снести пристройку
Тем временем прокуратура Петрозаводска снова обратилась в суд с требованием снести «Невский пассаж». На этот раз сотрудники прокуратуры провели проверку по обращению 86-летней жительницы. Женщина уверяла, что ее права как собственника жилого помещения нарушены – она не может беспрепятственно пользоваться общедомовым имуществом из-за незаконной пристройки, в которой разместился торговый центр «Невский пассаж».
Прокуратура снова вспомнила всю историю судебных тяжб: в декабре 2010 года жильцам дома удалось добиться того, чтобы суд вынес решение о сносе пристройки. И судебное решение даже вступило в законную силу. Но потом предпринимателям, владельцам пристройки, удалось с помощью экспертов доказать, что демонтаж сооружения приведет к негативным последствиям вплоть до обрушения здания.
Но, как отмечают в прокуратуре города, пристройка состоит из подвала, первого этажа и инженерных сетей. И если снести наземную часть – там как раз и располагаются магазины, то большой беды не будет, а права пожилой женщины при этом будут восстановлены. Поэтому сотрудники прокуратуры обратились в суд с требованием снести часть пристройки.
Они объясняют: заявительница в силу преклонного возраста не сможет сама ходить в суд, поэтому ее интересы там будут отстаивать сотрудники прокуратуры. Кроме сноса пристройки, они будут добиваться, чтобы предприниматели после демонтажа «Невского пассажа» привели землю и дом в порядок – в тот самый вид, в котором они находились до начала стройки.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что на инициаторов голодовки поступило 4 заявления в полицию. Причем два из них посвящены голодовке, а еще два написаны хозяевами пристройки, братьями-бизнесменами Цмугуновыми. Один из предпринимателей обвиняет Романа Лабутина в том, что он через СМИ распространяет ложные сведения и порочит его честь и достоинство, а второй припомнил Лабутину акцию протеста на крыше пристройки и заявил: мол, поведение жильца не только нарушает общественный порядок, но и препятствует нормальной торговой деятельности. «Карельская Губернiя» будет следить за развитием этой истории.