Петрозаводский городской суд еще на два месяца продлил срок содержания под стражей главы Суоярви Андрея Лапина. Решение было вполне ожидаемым. Хотя, судя по бурной реакции родственников обвиняемого, родные чиновника ожидали другого исхода.
– Я надеюсь, сегодня не формальный подход, – оговорился глава в начале судебного заседания. – Складывается такое впечатление, что сторона следствия и сторона прокуратуры уже договорились о том, что сегодня будет происходить, но тем не менее…
Напомним: Андрей Лапин лишился свободы 1 августа прошлого года. Его демонстративно арестовали на глазах у жителей города, прямо на центральной улице Суоярви. По версии следствия, Лапин вымогал взятку у петрозаводского предпринимателя, которому приглянулась суоярвская котельная. Коммерсант хотел взять ее в долгосрочную аренду. Вот чиновник и посулил ему покровительство и победу на торгах. Разумеется, не за красивые глазки. По данным стражей порядка, главе города удалось вытянуть из предпринимателя более 100 тысяч рублей. Сам Лапин свою вину отрицает. Говорит, все обвинения – полный бред, он не только не собирался никому помогать выигрывать конкурс на аренду местной котельной, но и вообще был против его проведения.
В суде следователь пояснил, что расследование уголовного дела представляет определенную сложность, поэтому и затянулось на долгие месяцы. На одну только фоноскопическую экспертизу ушло около полугода. Впрочем, все следственные действия, наконец, проведены. Осталось только ознакомить обвиняемых (в этой истории есть еще один фигурант – депутат Суоярвского городского поселения, который, по версии следствия, помогал чиновнику в переговорах с предпринимателем, а также получал и передавал деньги) с материалами уголовного дела, составить обвинительное заключение и направить его прокурору.
Обвиняемый сомневается в объективности проведенного следствия. На эти мысли Лапина наталкивает история с его паспортом. Когда ему избирали меру пресечения в прошлый раз, обосновывая необходимость продления ареста, следователь ссылался в частности на то, что не известно, где находится гражданский паспорт чиновника.
– На данный момент следствие это определило? – обратился Лапин к представителю следствия.
– Нет.
Тогда обвиняемый показал ксерокопию паспорта, уточнив, что получил ее в следственном изоляторе, где сейчас обитает сам и где хранится его документ.
– Следователь ввел суд в заблуждение, – заявил адвокат обвиняемого. – Мы намерены обратиться с заявлением о возбуждении в отношении него уголовного дела по факту незаконного содержания обвиняемого под стражей.
Раз уж паспорт нашелся, да и следствие фактически завершено, сторона защиты посчитала возможным просить для своего подопечного изменения меры пресечения на домашний арест. Лапин уверял, что в условиях следственного изолятора он вряд ли сможет должным образом ознакомиться с материалами уголовного дела – восемь месяцев заключения негативно сказались на его здоровье. Чиновник сообщил, что одно из его заболеваний не поддается лечению в условиях СИЗО.
– Я уже два месяца не получаю лечения, которое нельзя прерывать, – говорит Лапин.
Следователь же уверял, что нет объективных данных о том, что Лапин не может находиться в заключении по состоянию здоровья, и выпускать его под домашний арест нельзя. Якобы за стенами следственного изолятора чиновник может создать себе липовое алиби, скрыться от следствия (ведь, помимо гражданского паспорта, у него имеется и заграничный) или воздействовать на свидетелей. Он же до сих пор считается главой города и многие, кто давал в отношении Лапина показания, пусть номинально, но его подчиненные.
Судья оставил Андрея Лапина за решеткой еще на два месяца. Сын чиновника сгоряча крикнул председательствующему, что подобные решения могут стоить жизни его отцу. На что сам обвиняемый заметил:
– Нам далеко еще до демократии.