Городские чиновники выжили местных предпринимателей с транспортного рынка Петрозаводска. Согласитесь, звучит абсурдно. Но последний конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске показал, что, похоже, интересы питерских коммерческих структур администрации ближе интересов простых горожан.
Странные условия
То, что конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске пройдет не в равных для всех условиях, стало понятно еще в июне. Тогда транспортная компания «Автопассаж» в первый раз подала жалобу в карельское УФАС. Бизнесменов сильно удивили условия конкурса в этом году. Закрались подозрения, что при проведении конкурса на организацию пассажирских перевозок городские власти лоббируют интересы определенных компаний. В частности, недавно появившейся на рынке компании «Миракс-Авто», которая выпустила на улицы Петрозаводска автобусы ПАЗ с питерскими номерами. Жалобу в УФАС подала компания «Автопассаж».
– Так, больше всего баллов получают автобусы большой вместимости – от 38 до 40 мест. А это автобусы марки ПАЗ, – рассказали нам в «Автопассаже». – Получается, «форды» и «мерседесы» неконкурентоспособны. Потом странные условия по опыту работы – он оценивается по двум критериям: до года и свыше года. То есть если компания на рынке много лет (мы, например, с 2005 года), то это не дает нам никаких преимуществ.
Еще одна странность – баллы начисляются по каждому автобусу, а не выводится какой-то средний балл. То есть, например, только по одному критерию «вместимость» автобус может набрать столько баллов, что все остальное будет уже неважно. На конкурсе почему-то не учитывается отсутствие у перевозчика нарушений лицензионных требований, хотя раньше наличие или отсутствие таковых влияло на результаты конкурса. Количество ДТП рассчитывается почему-то на единицу транспорта, а не на общее их количество.
Конкурсная документация меняется часто, но в этом году она изменилась уж очень кардинально. В июне УФАС жалобу удовлетворило и потребовало от администрации изменить условия конкурса. Чего мэрия делать не стала, и снова объявила конкурс. Местные предприниматели подали повторную жалобу в УФАС с точно такими же претензиями. И вот тут началось самое интересное.
«Я решил вас не пускать»
На прошлой неделе антимонопольная служба Карелии отказалась удовлетворить жалобу петрозаводских транспортных компаний по поводу конкурса по организации пассажирских перевозок. Доводы перевозчиков, что условия конкурса позволят выиграть определенным компаниям, на этот раз посчитали почему-то недостаточно вескими.
– Мы в первый раз обращались по тем же основаниям, что и сейчас. И конкурс тогда отменили. Но мэрия не изменила условия, снова объявила конкурс, и теперь нам говорят, что наша жалоба безосновательна, – недоумевают в «Автопассаже».
Почему антимонопольная служба так резко изменила свое решение на прямо противоположное? За ходом рассмотрения жалобы решили понаблюдать депутаты Законодательного собрания Карелии Анастасия Кравчук и Эмилия Слабунова. Ведь важно, чтобы конкурс прошел честно, был направлен на благо петрозаводчан, а не так, чтобы пришли «свои» компании.
– Я позвонила утром в антимонопольную службу, и заместитель руководителя УФАС Александр Кочиев сказал, что меня не пускает, – рассказала заместитель председателя Законодательного собрания Карелии Анастасия Кравчук. – Я спросила, на основании какой нормы? Он мне в ответ: «А вы на основании какой хотите прийти?» Я попросила перезвонить, чтобы уточнить статью закона. А он мне в ответ, цитирую: «Не надо меня доставать звонками, у меня много работы».
Депутаты все равно пришли, и заместитель Александр Кочиев их не пустил, сославшись на то, что они могут посещать заседания только коллегиальных органов.
– Но в законе о статусе депутатов говорится: в том числе коллегиальных органов, а не только, – возмущена депутат Эмилия Слабунова.
Выдворил за дверь Александр Кочиев и корреспондента «Карельской Губернiи».
– Решение принимает председатель комиссии, я решил вас не пускать, – сказал Александр Кочиев.
– На основании какой статьи закона?
– Статья 43 Закона «О защите конкуренции».
– А вы могли бы процитировать статью?
– Девушка, не отвлекайте меня, мне некогда, – грубо оборвал разговор заместитель руководителя УФАС.
Вероятно, такое поведение связано с тем, что в УФАС не хотели предавать огласке решение комиссии, тем более такое странное.
Крест на бизнесе
Как и предполагали местные предприниматели, в конкурсе победили компании, которые арендуют питерские автобусы.
Абсолютно никаких вопросов не возникло, если бы эти компании победили в честной борьбе, в конкурсе, где равные условия для всех. Не удивительно было бы, и если бы победили компании, хорошо зарекомендовавшие себя в других регионах страны, с отличной репутацией. И петрозаводчане бы увидели, как улучшилось качество перевозок. Однако на рынок пришли компании-новички, вроде официально зарегистрированные в Петрозаводске, но почему-то использующие питерские автобусы.
Кстати, появились эти компании после прихода в Карелию из Ленинградской области губернатора Александра Худилайнена. И уж слишком легко им удалось попасть на карельский транспортный рынок. Петрозаводские же перевозчики в результате действий петрозаводской мэрии потеряли свой бизнес, который строили более 10 лет.
– Как мы и подозревали, проиграли,
– рассказали нам в компании «Автопассаж». – Вариантов у нас теперь никаких. Придется увольнять людей, а это 100 человек.
Также конкурс проиграла петрозаводская компания «Магистраль».
Многие недоумевают: петрозаводская мэрия в один момент уничтожила многолетний местный бизнес, оставила без работы сотни петрозаводчан, и все это ради неких питерских коммерческих структур, которые для Петрозаводска пока ничего хорошего не сделали. И задаются вопросом: какой будет спрос с компаний-«блатников»?
Не так давно губернатор Александр Худилайнен сказал, что противоречия между карельским правительством и петрозаводской мэрией исчезли. Но если эта перемена выражается в том, что администрация перестала отстаивать интересы простых петрозаводчан, зачем нужно такое перемирие? Можно ли назвать нормальными рабочими отношениями то, что мэрия чуть ли не выживает местных предпринимателей и приводит в Петрозаводск питерские бизнес-структуры?