Общество Кому достанется берег?

Илона Радкевич
№33 (899) 14.08.2013

История со строительством в Пряже забора, берущего начало прямо в озере и перекрывающего местным жителям доступ к воде, продолжается. Народный гнев растет. А вот чиновники (да, собственно, и стражи порядка) реагируют на происходящее гораздо медленнее, чем этого стоило ожидать. Напомним: жители одной из пряжинских улиц возмущены строительством, затеянным семьей местного нотариуса Натальи Шадриной, «благодаря» которому они лишились привычного подхода к воде.

«Не задел и не травмировал»

После многочисленных жалоб жителей поселка представители районной администрации выехали на место с проверкой. Целью было на глазах у всего честного народа и в присутствии хозяев участка перемерять границы владений Шадриных и понять, насколько они соответствуют тем, что заявлены в документах о праве собственности.

Глава семейства, находившийся в этот момент на верхушке строящегося дома, оказался «радушен».

– Что вам нужно? Давайте обратно, на улицу, – закричал он, как только делегация вступила на спорную территорию. – Выйдите с травы! Я для вас ее сеял?

– Никуда мы не уйдем, – заголосили люди.

Представители администрации молча взирали на происходящее.

– Чего вы ждете?

– Когда он спустится. Нам нужно посмотреть его документы. Без собственника мы не вправе начать проверку.

И мы, и они прекрасно знали: Шадрин – не собственник. По документам, дача принадлежит его дочери Светлане Маргарян. Ее на участке не было, а потому ожидание казалось бессмысленным. Впрочем, осознав, что так просто никто с территории участка не уйдет, мужчина все-таки спустился и даже принес некоторые документы. Доверенности на представление интересов Светланы Маргарян у него не оказалось. Впрочем, как и желания вести диалог с соседями. Приблизившись к людям, он не только не прекратил кричать, но и начал бросаться на незваных гостей сначала с кулаками, а потом и с огромной палкой. Правда, примчавшихся по его же вызову сотрудников полиции это почему-то ничуть не смутило.

– Имели ли право жители поселка сопровождать представителей администрации, когда те ходили по территории данного участка? – поинтересовались мы у стражей порядка.

– Мы не усматриваем здесь каких-либо нарушений.

– А в том, что Шадрин кидался на этих людей с кулаками и палкой?

– Тоже. Он же никого не задел и не травмировал.

Ходите, если сможете

Не очень понятно, для чего сотрудники районной администрации так ждали хозяйку участка, но первые полчаса они только и твердили:

– Без нее никак.

– Что никак? Нельзя взять рулетку и измерить границы? – недоумевали люди.

Видимо, не желая и дальше гневить народ, ревизоры решились-таки обойти участок со стороны улицы с измерительными приборами. А вскоре появилась и сама Светлана Маргарян. Спокойная, уравновешенная, с грудным ребенком в коляске. Ничего нового от нее, конечно, никто не услышал. Однако, как нам показалось, важно было то, что владельцы здания вообще решились на диалог с соседями.

– Земельный участок находится в собственности с 1993 года, – пояснила девушка. – И он действительно до берега. (Напомним, что хозяева участка не считают себя нарушителями закона по той причине, что приобрели землю до появления Водного кодекса РФ, объявившего, что «ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. – Прим.авт.)

– А вода тоже у вас в собственности?

– Нет.

– Так дайте нам доступ к воде!

– Пожалуйста, ходите там!

– Как?!

Пряжинцы предлагали Светлане прогуляться и показать, как можно пройти вдоль ее дома по береговой полосе, но она отказалась.

– У вас забор стоит прямо в воде, – напомнили люди.

– Уже не стоит! – парировала женщина.

После вмешательства прокуратуры и публикаций в газете небольшой пролет забора действительно был снят. Однако проход на береговую линию от этого свободнее не стал: без риска для жизни подобраться к воде напротив строящегося дома практически невозможно. Иначе говоря: ходите, если не боитесь (напомним, что помимо риска убиться существует еще и риск встретиться с отцом Светланы Маргарян), и купайтесь, если сможете (в воде напротив строящегося дома была установлена огромная сеть).

– Вот они говорят, что сделали нам пляж. Так давайте посмотрим, что это за пляж, – местный житель Владимир Богданов показывает нам территорию, прилегающую к той, которую отгородили себе Шадрины. – Но вы только приглядитесь: чтобы мы сюда не ходили, накиданы бутылки, арматура, палки. Это же сделано специально, для того чтобы людей отвадить. Напротив их дома действительно был пляж. Я с 1956 года здесь живу. Я не одну тонну камней вынес за это время с этого берега.

– Да пусть бы хоть дворец себе здесь возводили, оставили бы нам только проход к озеру, – возмущались люди.

– Когда строительство закончится, будет ли проход мимо вашего участка вдоль береговой линии? – спрашиваем мы у Светланы.

– Возможно, что и будет.

– А почему его сейчас нет?

– Здесь уже утопили кота.

Этот кот теперь, как камень преткновения. Неизвестно, кто и когда скинул несчастное животное в колодец Шадриных, и скидывал ли вообще: в конце концов, кот и сам мог свалиться в воду. Но заградительные баррикады и агрессию главы семейства Шадриных его домочадцы теперь объясняют исключительно этой историй.

Встретятся в суде

Суть беседы Светланы Маргарян с жителями можно свести к следующему: она поступит так, как скажет суд. Будет в решении суда указано, что забор необходимо снести или перенести – снесет или перенесет, не будет – ищите себе, дорогие соседи, другое место для подхода к воде.

На решение суда полагаются и стражи порядка.

– В суд уже направлено заявление об освобождении 20-метровой береговой полосы путем демонтажа забора, – пояснил помощник районного прокурора Денис Шолохов. С его точки зрения, своими действиями хозяева участка все-таки нарушают закон и права жителей Пряжи.

– Берег действительно находится в собственности? – спрашиваем.

– Не вся береговая полоса. Согласно документам, метров пять от воды – точно не их территория.

Людям хватило бы и этих пяти. Прокуратура настаивает на том, что для прохода должны быть свободны все 20 метров. Теперь уже выводы за Фемидой. Не исключено, что когда начнется судебное разбирательство, иск прокурора расширится. Дело в том, что и проверка, которую проводили стражи порядка, и обмеры, сделанные представителями районной администрации, показали: земля, фактически занимаемая Светланой Маргарян, по площади на 355 метров больше той, что указана в документах, подтверждающих ее право собственности.

P.S./ Стражи порядка уверяют, что уже начали проверку и по соседнему участку, принадлежащему начальнику отдела земельных отношений районной администрации. По иронии судьбы, еще пару недель назад эта женщина совместно с сотрудниками прокуратуры проверяла законность выделения и размещения на берегу строений семьи Шадриных.