Общество «Мобильные рабы» стоят в очереди

Губерния
№4 (922) 22.01.2014

Общее количество заявок на услугу MNP (сохранение номера при смене сотового оператора) – почти 50 тысяч. На сегодняшний день общее количество перенесенных номеров составило 8055, при этом большую часть абонентов принял «МегаФон».

Данные каждый день обновляются на сайте Центрального НИИ связи: на 13 января 2014 года операторы перенесли 2598 номеров, при этом к «МегаФону» пожелали перейти 1104 абонента. МТС в качестве нового оператора выбрали 810 человек, «ВымпелКом» – 504. Остальные абоненты распределились между такими операторами, как Tele2, «Ростелеком», «Таттелеком» и СМАРТС.

Самыми активными пользователями услуги MNP за это время стали абоненты Москвы и Московской области, в этом регионе сменить оператора пожелали почти 1200 человек. В Санкт-Петербурге, к примеру, перенести свой номер захотели лишь 146 абонентов.

Закон об MNP вступил в силу 1 декабря 2013 года, однако до 15 апреля 2014 года мобильные компании сами будут определять дату начала оказания услуг связи. Это значит, что при подаче абонентом заявления на переход оператор не обязан сразу же его удовлетворять.

Пока мобильные операторы сами устанавливают срок перехода. Между тем с 15 апреля они должны будут сделать это за 8 дней для физических лиц.

– Это поспособствует развитию мобильной связи и повышению качества услуг, – считает министр связи Николай Никифоров.

Закон об отмене «мобильного рабства» президент Владимир Путин подписал в конце 2012 года. Поменять оператора стало можно уже с 1 декабря 2013 года. Стоит услуга не больше 100 рублей. Согласно поправкам в закон о связи, сотовый оператор, который нарушил срок перевода абонента другому оператору, обязан обслуживать клиента бесплатно, пока услуга не будет оказана.

Компания МТС до сих не передала «Мегафону» почти 450 номеров телефонов сенаторов, хотя уже с 1 января они должны были сменить оператора. Сенаторы вовсе могли остаться без связи, пришлось заключать дополнительный договор.

Выйти из «мобильного рабства» не могут и другие абоненты, потому что операторы не хотят отдавать их друг другу.

Примечательно, что инициатором введения MNP в нашей стране стало государство. Операторы связи со своей стороны всячески сопротивлялись подобному решению, поскольку внедрение системы переноса номеров требует крупных инвестиций, а сама услуга не слишком востребована у населения, если судить на примере других стран.

Так, в сетях одного из крупных операторов Белоруссии за полтора года, прошедшие с момента внедрения MNP, ею воспользовались всего около 10 тысяч человек при общем количестве абонентов в несколько миллионов. Возможно, дело в том, что для переноса номера владельцу приходится обращаться с заявлением к оператору-донору и к оператору-реципиенту, а затем его ждет три дня без связи (такой срок установлен в Белоруссии).

Что думают известные люди России и Карелии?

Денис Кусков, генеральный директор агентства Telecom Daily:

– Операторы стараются вставлять друг другу палки в колеса, не допуская к обслуживанию клиентов по уже выигранным тендерам. Это недальновидно. В каждом регионе России своя ситуация, где-то будет один не отпускать, где-то другой. Отмена «мобильного рабства» состоялась больше на бумаге. Это касается не только корпоративных клиентов, но и частных лиц. Они подавали заявления, часть была отклонена. Чаще всего отказывали из-за несовпадения регистрационных данных в заявке с теми, что человек указывал много лет назад при покупке сим-карты.

Дмитрий Солодовников, пресс-секретарь МТС:

– Все поданные оператором заявки не могли быть обработаны не только МТС, но и базой данных перенесенных номеров в силу ряда вопросов на стороне оператора. Это связано с шифрованием заявок и другими аспектами ввода заявок в систему, которые не позволяли корректно и в соответствии с установленными актами и в установленные сроки обработать заявки. Это повлекло невозможность оказания оператором услуг Совету Федерации с 1 января, как предусмотрено условиями конкурса. МТС, руководствуясь интересами клиента и принципами отраслевого законодательства, продолжила оказание услуг в полном объеме на тех же финансовых условиях, которые были определены результатами тендера.

Анастасия Садовская, менеджер по связям с общественностью Карельского регионального отделения СЗФ ОАО «МегаФон»:

– По закону, операторы должны переносить номер абонента на девятые сутки. Постановление Правительства РФ накануне 1 декабря закрепило за операторами право отсрочить перенос номера и установить более поздний срок (чем 9 дней) для начала оказания услуг портируемым абонентам.

В условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов. То есть проблемы перешедшего к нам абонента будут, в первую очередь, с входящими звонками из других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора. В связи с этим мы не исключаем возможности воспользоваться правом, которое нам предоставило постановление правительства, и установить более поздний срок (чем 9 дней) для начала оказания услуг портируемым абонентам – исключительно в целях предоставления более качественных услуг. 

Для перехода в сеть «МегаФон» с сохранением прежнего номера у абонента не должно быть задолженности по оплате услуг перед прежним оператором по состоянию на конец дня, следующего за днем подачи заявления, либо эта задолженность должна быть погашена в течение трех дней после подачи заявления. Абонентский номер должен быть оформлен на человека, который подает заявление на перенос номера, либо обратившийся должен иметь соответствующие полномочия (доверенность) на его перенос. В случае, если перенос номера невозможен, новый оператор проинформирует абонента о причинах в течение четырех дней.

Услуга переносимости номера реализована в разных странах мира. В среднем, в разных странах тестирование занимало от полутора до двух лет (Малайзия, Германия, Япония). Внедрение MNP – один из самых сложных в телекоме проектов. Сложность его определяется тем, что в нем важно обеспечить синхронную работу всех участников рынка. Мы уверены, что для того, чтобы абоненты смогли воспользоваться качественными услугами, необходимо в течение нескольких месяцев провести тестирование переносимости в режиме «каждый с каждым». Оператор-реципиент существенно влияет только на исходящую связь для перенесенных в свою сеть абонентов. Возможны проблемы с входящими звонками из других сетей, доставкой SMS, дополнительными сервисами, которые абоненты подключают самостоятельно.

Согласно внешнему исследованию ETSY Ratings, порядка 21% абонентов заинтересованы в переносе номера. По нашим собственным оценкам, порядка 20% абонентов думают о смене оператора. Но при этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней.

Дмитрий Рутенберг, начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России:

– Руководящие органы страны, в частности ФАС, всецело поддерживают введение MNP. Введение этой услуги будет полезно не только с точки зрения усиления конкуренции на рынке, но и, например, в плане экономии государственных расходов. Ведь сейчас госструктуры вынуждены сохранять договоры о корпоративном обслуживании оператора именно ради того, чтобы не менять абонентские номера госслужащих. С появлением же MNP мы сможем, как и положено, объявлять тендеры, в которых будут выигрывать наиболее экономически привлекательные предложения».