– Когда мы перейдем на универсальную электронную медицинскую карту; когда человек будет ходить со своим чипом и везде будут стоять терминалы, считывающие эти чипы… – так на минувшем брифинге размышляла о будущем карельской медицины министр здравоохранения республики Валентина Улич. – Это будет, конечно, но в перспективе.
Настоящее гораздо прозаичнее. Работа медицинских учреждений автоматизируется, функционирует сервис электронной записи на прием к врачу. Правда, так функционирует, что пока создает больше проблем, чем удобств.
Шесть часов
Так уж сложилось, что накануне этого разговора с министром нам «посчастливилось» дозваниваться до детской поликлиники №2: очень нужен был номерок к врачу, а сервис электронной записи почему-то не давал возможности записаться. Знаете, сколько часов ушло на дозвон? Шесть! Почти шесть часов подряд мы набирали заветный номер, а когда дозвонились, услышали: «Перезвоните минут через десять, пожалуйста. Система висит». Система, которая создана для того, чтобы упростить нам жизнь, «висит»! И создает этим колоссальные неудобства для врачей и уж тем более для пациентов.
Разумеется, ни через десять минут, ни через час десять дозвониться вновь мы не смогли, а на следующий день номерков уже не было. И это не единичный случай. Люди, систематически посещающие поликлиники, знают, насколько часто при просьбе записать на прием в регистратуре или в кабинете специалиста можно увидеть врача, беспомощно разводящего руками: «Система зависла. Ничего не могу сделать. Придется подождать». И ждать иногда приходится долго.
«Интерес населения к использованию сервиса электронной записи на прием к врачу с каждым месяцем все возрастает, – сообщает Министерство здравоохранения республики. – Это удобно и делает медицинскую помощь более доступной».
Мы поинтересовались у Валентины Улич, уверена ли она, что с такими перебоями в работе сервиса эта помощь стала более доступной, и откуда берутся эти бесконечные проблемы?
– Да. Программа зависает, – соглашается министр. – Но не столько от наших проблем... Она в принципе достаточно «сырая» на федеральном уровне. Честно вам скажу, что когда я сама лично пробовала записаться, у меня это получилось только с третьего или с четвертого раза.
Записаться же к врачу по старинке во время системных проблем нельзя. Это может привести к дополнительным накладкам и неразберихе. И, похоже, единственный выход из этой ситуации – терпение!
– Проблемы существуют. И я думаю, что они будут отшлифовываться не только весь 2014 год, но и дальше, – говорит Валентина Улич.
Проблем больше, чем ждали
На сегодняшний день автоматизированы рабочие места не только регистраторов, но и медицинских специалистов. В Петрозаводске это сделано в 100 процентах медучреждений.
– Во всех учреждениях создана серьезная внутренняя профессиональная система. Но вы знаете, это вызвало у нас столько кадровых проблем! – призналась Валентина Улич. – Причем колоссальные трудности она вызвала не только у врачей старше пенсионного возраста, таких сейчас более 46 процентов, но и у молодых специалистов.
Специфика системы такова, что введенные в карточку показатели в дальнейшем уже изменить невозможно. Поэтому здесь нужно очень хорошо отработать технологию. На это потребовалось гораздо большее количество времени, чем планировалось на федеральном уровне. Планировалось, что когда введут эту информационную систему, медицинские сестры врачам вообще не понадобятся. Но сегодня мы понимаем, что сестер требуется значительно больше.