Недавно мэр Петрозаводска Галина Ширшина предложила на ремонт городских дорог направлять половину средств Дорожного фонда республики. Депутат Законодательного Собрания Эмилия Слабунова считает, что сейчас Дорожный фонд распределяется несправедливо.
Методики нет
В 2013 году Дорожный фонд республики составлял 3 миллиарда 127 миллионов. Петрозаводск из них получил 499 миллионов. Это всего 16% фонда. В 2014 году фонд составляет 2 миллиарда 260 миллионов, Петрозаводск получит 200 миллионов, это всего лишь 10% фонда. Между тем протяженность городских автодорог – 289,3 километра. Дорожный фонд республики – это два больших поступления: прежде всего, это акцизы, на втором месте – транспортный налог. В 2013 году петрозаводские автомобилисты заплатили 253 миллиона транспортного налога. Тогда как по всей республике был собран 521 миллион. То есть 48% транспортного налога – это поступления из Петрозаводска. По словам Эмилии Слабуновой, несправедливо, что город, наполняя фонд, получает на ремонт какие-то крохи. Тогда как в Петрозаводске 140 тысяч автовладельцев, и они имеют полное право, чтобы их деньги тратились на ремонт петрозаводских дорог. Кроме того, как выяснила Эмилия Слабунова, при распределении средств совершенно не учитывается интенсивность нагрузки дорог. Учитываются километраж и количество зарегистрированного на территории транспорта. По закону, автомобилисты имеют право регистрировать автомобили, где захотят, то есть показатель «количество машин» нельзя признать объективным. Хотя очевидно, судя по цифрам собираемого транспортного налога, автомобилей больше всего в Петрозаводске. Поэтому справедливо, если деньги будут тратиться именно на Петрозаводск.
В этом году 900 миллионов Дорожного фонда планируется потратить на содержание дорог, еще 150 миллионов Дорожный фонд заплатит как налог на собственное имущество. Оставшийся 1 миллиард 200 миллионов правительство распределит по своему усмотрению.
– Официальной методики, по которой распределяется Дорожный фонд, нет, – говорит Эмилия Слабунова. – Правительство само расставляет приоритеты, какие дороги надо ремонтировать в первую очередь.
В первую очередь средства выделяют на ремонт дорог к федеральным трассам, во вторую – к пропускным пунктам, в третью – мостов. Но что важнее: дорога к пропускному пункту в Лоухском районе или улицы столицы Карелии? Так, по подсчетам мэрии Петрозаводска, на то, чтобы привести в порядок все городские дороги, надо 3 миллиарда рублей – ремонта требуют 80% городских дорог и дворов. Почему карельское правительство не учитывает это при распределении средств Дорожного фонда?
– В городе есть муниципальный фонд, и передать деньги из республиканского фонда в муниципальный довольно просто, – говорит Эмилия Слабунова. – Власти могут заключать с муниципалитетами специальные соглашения, где прописывается количество средств на ремонт дорог.
Что мешает карельскому правительству заключить такое соглашение с Петрозаводском и выделить не 200 миллионов, а более солидную сумму?
– Совершенно очевидно, что должна быть четкая, прозрачная и справедливая методика распределения средств. Управление Дорожным фондом должно быть понятным для всех жителей Карелии. И управление Дорожным фондом не должно вызывать ни у кого никаких вопросов, – говорит Эмилия Слабунова. – Еще один вопрос – распределение акцизов, их нам распределяет федеральный бюджет. Петрозаводску достается меньше 10% акцизов. На федеральном уровне тоже нет методики распределения средств акцизов регионам. И этот вопрос тоже нужно поднимать.
Действуют, как большевики
Отсутствие четко прописанной методики распределения Дорожного фонда создает почву для политического давления, полагает депутат Слабунова. Так, Петрозаводск до сих пор не может получить те 200 миллионов на ремонт дорог, которое заложены в бюджете. Как сказала недавно мэр Галина Ширшина, губернатор Александр Худилайнен не может объяснить, в чем причина такой заминки. Ремонт же надо начинать сейчас, иначе дорожники не уложатся в сроки контрактов, подчеркивает Эмилия Слабунова.
– Петрозаводск – столица Карелии, независимо от того, есть у нас закон о статусе столицы или нет, – говорит депутат Эмилия Слабунова. – Согласно Конституции Карелии, это город столичный, это лицо республики, которое должно выглядеть достойно. И вроде бы у нас и правительство высказывает претензии к внешнему виду города.
По мнению Эмилии Слабуновой, правительство пытается дискредитировать мэра Петрозаводска.
– Правительство допускает такое промедление в выделении средств Дорожного фонда городу. Возникает вопрос: в чем причина такого бездействия? На мой взгляд, оно носит провокационный характер, – уверена депутат. – Всячески замедляя процесс выделения денег, власти тем самым пытаются сорвать ремонт дорог, тем самым вызвать недовольство жителей города, настроить людей против городской власти. А потом силами подконтрольных СМИ попытаются представить ситуацию таким образом, что это администрация не побеспокоилась, не приняла никаких мер, необходимых усилий, чтобы эти деньги получить. Действует, как большевики в свое время: чем хуже ситуация, тем лучше для нас. Чем хуже будет в городе с дорогами, тем лучше будет нам. Возможно, они надеются подтолкнуть мэра к тем действиям, за которые будут потом, используя правоохранительные органы, пытаться привлечь ее к ответственности, предлагает депутат.