Политика Александр Шарапов:

Евгения Иванова
№22 (940) 28.05.2014

Александр Шарапов стал депутатом Законодательного Собрания Карелии два года назад. И за этот небольшой промежуток времени успел многое сделать для своих избирателей. Он – член нескольких парламентских комитетов, активный участник всех заседаний. К Александру Сергеевичу со своими проблемами и бедами регулярно обращаются его избиратели. И он еще ни разу никому не отказал, ни одно письмо не оставил без внимания. Шарапов лично занимается решением проблем своих избирателей, старается помочь каждому. Александр Сергеевич рассказал нам, почему он выбрал такой путь, с чем приходится сталкиваться депутату и как ему удается выходить из сложных ситуаций.

– Какие причины и мотивы подвигли Вас пойти в депутаты?

– Скажу откровенно, что после увольнения из органов внутренних дел в 2008 г. (в 58 лет) я совсем не предполагал продолжать работу в любом качестве. Однако не является секретом то, что меня, как и других граждан, происходившие перемены в нашей жизни заставили в корне пересмотреть свое отношение к этим процессам. Сталкиваясь с массовыми нарушениями прав граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, я искал выход из создавшегося положения. А первые попытки повлиять на складывающуюся ситуацию через должностных лиц в различных структурах власти претерпевали неудачу. Более того, категория чиновников, к которым я обращался за разъяснениями и помощью, вместо разрешения возникающих вопросов продолжала вовлекать остальную часть жителей района в орбиту длительных разбирательств, в том числе через судебную систему. К счастью, используя сохранившийся потенциал и знания, многие конкретные вопросы в установленном законом порядке мы смогли отстоять. Но, как это ни странно, через некоторое время подобное повторялось вновь.

Самое неприятное, во всем этом было то, что немалая часть представителей государственных учреждений и органов местного самоуправления порой просто игнорировала существующие проблемы и не считалась с мнением населения. Вследствие подобного отношения к людям слово «демократия» в тот период времени в районе перешло в разряд ругательных.

Понимая, что подобные нарушения становились возможными вследствие несовершенства действующего законодательства, элементарной халатности и безответственности чиновников, мы с единомышленниками в течение 2 лет с этой темой обращались в различные инстанции, в т. ч. и через средства массовой информации. Не стану останавливаться на том, как реагировали отдельные лица на подобные обращения, т. к. это отдельная тема разговора, и тому подтверждение

– наличие соответствующих документов. От того, честно признаюсь, я нередко и по сей день возвращаюсь к мысли о том, почему в России чиновников больше, чем их было во всем Советском Союзе.

Объективные факты свидетельствовали о том, что на протяжении многих лет отдельные специалисты (в кавычках) на местах, чиня порой произвол, помноженный на их профессиональную непригодность, стали практически источником не процветания, а угрозы жизни и здоровью жителей поселений. Бесспорно, можно продолжать кивать на имеющиеся недостатки в работе федерального и регионального правительства, президента и др. структур. Но основная роль в организации жизни на территориях сегодня в установленном законом порядке отведена органам местного самоуправления, несомненно, которым представители всех ветвей власти должны всячески содействовать и помогать.

Вместе с тем кое-где и сегодня еще продолжается практика, когда отдельные чиновники скрывают от населения реальную ситуацию, что не вселяет в людей уверенности в завтрашнем дне, более того, совсем не воспитывает чувства патриотизма и гордости за свой край. Всем известно, что самая лучшая политика – честная политика. О чем свидетельствует иная практика, когда руководители городов и районов не на словах, а на деле ведут политику здравого смысла без обмана. Где, не сомневаюсь, со временем будет достигнут определенный прогресс. Что следует приветствовать и совершенствовать.

Можете себе представить и понять в то время состояние человека, имеющего определенные юридические познания и оказавшегося совместно со своими соседями и знакомыми в роли потерпевшего. Участвуя в десятках судебных заседаний, стало ясно, что одними судебными решениями существующие проблемы не разрешить. Поэтому после долгих размышлений, вопреки воле отдельных заинтересованных чиновников я принял предложение баллотироваться кандидатом в депутаты ЗС РК от ОНФ. Получив же соответствующее доверие избирателей, я стараюсь его оправдать своей повседневной работой.

Считаю важным и необходимым продолжить начатую в республике практику постоянного мониторинга общественного мнения об эффективности работы каждого чиновника, независимо от занимаемой должности.

Объективности ради следует признать, что за последние годы некоторые вопросы разрешались. Но остается еще немало проблем, такие как занятость населения, низкие зарплаты, оказание ненадлежащих коммунальных услуг, состояние здравоохранения, культуры, образования, дорог и др. вопросы, которые еще предстоит представителям законодательной и исполнительной власти решать.

– В чем заключается Ваша работа как депутата? Как Вы работаете с письмами и обращениями своих избирателей?

– Работа депутата очень многогранна. Отсюда и количество возникающих вопросов, которые приходится разрешать.

Права, обязанности и ответственность депутата Законодательного Собрания РК регламентируются законом РК «О статусе депутата ЗС РК». Каждый депутат обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется путем внесения в ЗС РК законопроектов и поправок к ним.

Большинство законодательных актов, принимаемых в настоящее время ЗС, – это поправки к уже действующему в республике законодательству. Это важная и необходимая часть работы парламента. Целый ряд фундаментальных законов был принят в 90-е годы и в начале 2000 годов. Их целью было регулировать только что возникшие общественные отношения в сфере собственности, избирательного и административного права. Однако эти отношения стремительно развиваются, и вместе с этим в принятые законы требуются все новые и новые поправки. С этой целью в 2013 г. депутатами ЗС V созыва на заседаниях было рассмотрено 429 вопросов, в том числе 210 законопроектов РК в разных чтениях, из которых 93 приняты в окончательном чтении.

В установленном порядке и по существующей практике каждый депутат обязан быть членом не менее чем одного комитета. В целях получения специальных познаний в различных областях жизни нашей республики я вошел в состав и работаю в 3 комитетах: по законности и правопорядку, по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики, по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике. Только работа в данных комитетах, комиссиях и после соответствующих консультаций со специалистами по рассматриваемым вопросам позволяет принимать взвешенные решения. Проводимая депутатами работа, в

т. ч. и в комитетах, абсолютно открыта и с ней может ознакомиться любой желающий в реальном времени.

Ключевым же вопросом в рамках своих обязанностей считаю обеспечение прав, свобод и законных интересов своих избирателей. С этой целью осуществляю регулярный прием граждан на территории своего избирательного округа (в Пудожском районе), а также ежемесячно осуществляю прием жителей республики в Общественной приемной Председателя ВПП «Единая Россия» в Петрозаводске. Так, за истекшие 2 года работы в ЗС РК ко мне с различными вопросами и проблемами обратился 171 житель Карелии. Вся работа с заявлениями, жалобами граждан осуществляется в установленном законом порядке. Наряду с регистрацией поступивших документов в аппарате ЗС РК лично веду соответствующий журнал, учет и систематизирую материалы по хронологии в соответствующих томах. По мере возможности лично участвую в заседаниях Советов сельских поселений и района. К сведению могу сообщить, что ни одно заявление или жалоба жителя Карелии не остались без внимания и реагирования. Вместе с тем должен признать и то, что в силу объективных, а порой и субъективных причин разрешить все обращения не представилось возможным. Однако эти вопросы продолжают оставаться на контроле, и надеюсь на то, что многие из них будут все же разрешены положительно.

Депутатскую деятельность в округе стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии и сотрудничестве с руководителями поселений, депутатами всех уровней, представителями различных государственных органов, общественных организаций и активными гражданами района и республики. О своей работе систематически информирую своих избирателей на собраниях, сессиях и в СМИ.

– Как Вы оцениваете взаимодействие законодательной и исполнительной власти?

– На мой взгляд, очевидно, что реальное развитие нашего региона зависит во многом от конструктивного сотрудничества перечисленных ветвей власти республики, а также от концентрации усилий различных министерств и ведомств.

Но не надо быть искушенным в политике, чтобы понимать, что это станет возможным лишь при условии сбалансированности интересов.

Полагаю, и это доказывает жизнь, что успехи нашего региона в силу его специфики в немалой степени зависят от выравнивания экономических, финансовых и социальных условий при поддержке федерального Центра.

Следует признать, что наша республика уже на протяжении ряда лет находится в непростом экономическом состоянии. По этой причине депутаты ЗС РК отчетливо понимают, что принятие законов, не подкрепленных ресурсами, может привести к непредсказуемым последствиям. В связи с чем депутаты поддерживают шаги Правительства РК, направленные на повышение прозрачности его работы, создание условий, обеспечивающих реальное участие граждан в принятии и осуществлении важнейших решений, перевод экономики на инновационные рельсы, повышение благосостояния жителей республики. На различных дискуссионных площадках депутаты ЗС часто обсуждают с правительством вопросы экономической и политической жизни республики, что позволяет выявлять слабые места и оперативно принимать эффективные совместные решения. При этом я убежден, что контактировать и вступать в диалог с исполнительной властью, несмотря на порой имеющиеся противоречия и разногласия, необходимо через любые формы, в том числе посредством влияния на законотворческий процесс. Оценку же взаимодействия двух ветвей власти дают и, не сомневаюсь, будут еще давать наши избиратели и покажет время.

А сегодня мне представляется, что речь должна идти только о конкретной работе и ответственности обеих ветвей власти.

– Расскажите о себе и своих увлечениях?

– Отвечая на данный вопрос, могу сказать, что жизнь познавалась мною не только по учебникам и кинофильмам.

Я вырос в многодетной дружной семье, в которой детей обучали соблюдению общепризнанных принципов и норм. При этом нас воспитывали и часто напоминали о том, что дурная слава длиннее, чем жизнь.

За годы своей сознательной жизни я окончил бухгалтерскую, автомобильную, мореходную школы и два юридических учебных заведения. Очно окончил факультет переподготовки руководящих работников Академии МВД СССР (г. Москва). Проходил срочную службу в рядах СА (Туркмения). Довелось поработать рабочим, трактористом, учетчиком, водителем (Казахстан) и матросом (Эстония).

Основная же часть моего трудового стажа связана со службой в правоохранительных органах. За истекшие годы по роду службы мне часто приходилось встречаться с нарушениями закона и их последствиями. Но все годы службы были посвящены единственной цели – защите интересов государства и ее граждан от преступных посягательств, независимо от их социальной, национальной или партийной принадлежности.

Исходя из жизненного и профессионального опыта усвоил то, что оценивать человека можно лишь только по его личным качествам и поступкам. Убежденно могу сказать, что, несмотря на специфику работы, я, как и многие мои коллеги, не получил того профессионального заболевания, выраженного в бездушии и пренебрежении к людям. Что, к сожалению, пытаются внедрить в сознание людей отдельные авторы, при этом относя целые профессии к людям с каким-то особым менталитетом.

До 27 лет активно занимался спортом (бокс, шахматы). После 50 лет (по мере возможности) стал увлекаться рыбалкой и охотой.