На минувшей сессии депутаты Законодательного Собрании Карелии поддержали в первом чтении законопроект о способах формирования органов местного самоуправления, предложенный главой республики Александром Худилайненом. Напомним, что, согласно данному законопроекту, глав муниципальных районов в Карелии будут не выбирать, а назначать. Изначально губернатор предлагал отменить и прямые выборы мэров городов. Однако после обсуждения инициативы с депутатами, многие из которых оказались «против», Александр Худалайнен отозвал первоначальный вариант закона и направил на рассмотрение парламентариев другой законопроект. Очередная законодательная инициатива главы хотя и была в итоге поддержана, вызвала среди депутатов жаркие споры. Тем более что на рассмотрении в Законодательном Собрании одновременно находился альтернативный законопроект, предложенный группой депутатов и предусматривающий прямые выборы всех глав муниципальных образований. Депутат ЗС РК Алексей Исаев (руководитель депутатского объединения «Гражданская позиция») был одним из тех, кто голосовал за проект закона, предложенный губернатором.
– Алексей Владимирович, на чем основывалась ваша позиция?
– Дискуссий по поводу реформы местного самоуправления было очень много. Было выслушано большое количество суждений и мнений. Прямые выборы – это, конечно, хорошо, но не нужно доводить до абсурда. В России уже был негативный опыт, когда даже директоров на предприятиях выбирали народным голосованием. На определенном уровне политика должна быть отделена от экономики. Можно было бы согласиться с тем, что глав муниципальных образований нужно избирать, если бы кандидаты на эти должности были отделены от политических партий. Если бы просто выбирали из достойных, из хороших, из правильных. Если бы не существовали выборные технологии. Но на сегодняшний день такое невозможно. Проект закона, который был внесен Александром Петровичем Худилайненом, я расцениваю, как некий компромисс с разного рода политическими силами. И я этот компромисс принял. Не понимаю, почему другие не могут его принять.
– За жителями городов этот законопроект оставляет право выбирать себе глав, а за жителями районов – нет. Чем в этом отношении жители районов хуже?
– Ничем. И я-то как раз за то, чтобы система формирования органов местного самоуправления была одинаковой: чтобы в Петрозаводске и Костомукше было так же, как и во всей Карелии. С моей точки зрения, выборов глав не должно быть ни в одном городе или поселении республики. В этом смысле я за первоначальный вариант законопроекта, предложенный губернатором. Но повторюсь: нужен был компромисс.
– Принятый в первом чтении законопроект не только предусматривает назначаемость глав муниципальных районов, но и оставляет двуглавую систему, когда в районе есть формальный глава местного самоуправления, выбираемый из числа депутатов, и глава районной администрации, так называемый «сити-менеджер», имеющий в своих руках реальные рычаги управления. Противники принятого законопроекта настаивали на том, что такая система малоэффективна и слишком дорога для бюджета.
– По сути, получается, что глава один. Просто в данном случае идет подмена понятий. Независимо от того, назначаются главы или избираются, есть две ветви власти – исполнительная и представительная, депутатская. Возьмем, к примеру, Петрозаводск. У нас есть председатель городского Совета и есть мэр города. При системе, предлагаемой губернатором, в районах будет, по сути, то же самое. Будет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава, и топ-менеджер, избираемый из того же состава, который будет управлять районом. Ведь еще год назад те же политические силы, которые сегодня говорят о том, что глав муниципальных образований нужно выбирать, высказывались за существование сити-менеджеров. Схема по выборам депутатов не меняется. Так зачем нам выбирать еще кого-то, если можно из числа этих, нами же выбранных депутатов назначить, допустим, главу района или главу поселения? Пусть они сами решают, кто будет занимать эту должность.
– Думаете, жители республики солидарны с вами в этом вопросе?
– Думаю, да. Посмотрите, что происходит: чем ниже уровень выборов, тем неинтереснее они для народа. Если на выборах Президента Российской Федерации явка в Карелии была 56 процентов, на выборах депутатов Законодательного Собрания – 50 процентов, то на выборы главы администрации города Петрозаводска пришло всего 23 процента населения. А если проанализировать выборы мэра Пудожа, Лахденпохьи, Сортавалы, так там вообще явок нет. Людям это не нужно и неинтересно. А раз им это не нужно, они не приходят. Все же очевидно.
Законопроект, предложенный губернатором, – компромиссный и справедливый. Мы голосовали за то, чтобы его приняли сразу в двух чтениях. То, что второе чтение отложили до осени – лишний повод для спекуляций на этой теме.