По мнению Международной организации труда – специализированного учреждения ООН, четырехдневная рабочая неделя во многом лучше, чем пятидневная. Переход будет полезен как самим работникам, так и экономике в целом.
В качестве аргументов эксперты называют несколько причин. Во-первых, сокращение рабочей недели позволит поправить здоровье населения, ведь многие заболевания вызваны переработками. Во-вторых, короткая неделя позволит создать больше рабочих мест, что в сегодняшних условиях экономического кризиса и снижения уровня занятости весьма обосновано. Кроме того, по мнению экспертов, люди более продуктивны, когда работают меньше.
В сообщении МОТ также подчеркивается, что люди, посвящающие работе 4 дня в неделю, чаще чувствуют себя счастливыми. Длинные рабочие недели могут приводить к стрессу и чувству тревоги, а четырехдневка приведет к увеличению общей удовлетворенности жизнью. И наконец отказ от одного рабочего дня положительно скажется на экологии окружающей среды – люди будут меньше ездить с работы и на работу, меньше пользоваться транспортом, а значит, и меньше загрязнять среду обитания.
Комитет Госдумы по труду в ближайшие дни примет решение о проведении круглого стола, на котором будет обсуждаться предложение Международной организации труда. Пока же отечественные эксперты и бизнес с осторожностью относятся к неожиданной идее. Согласно исследованию рекрутинговой компании Headhunter, в России лишь каждый десятый работодатель одобряет уменьшение рабочей недели до четырех дней, а каждый четвертый – категорически против, причем более половины из них не убедило бы и уменьшение зарплат работникам. Большинство трудящихся (67%) также не согласились бы на такие перемены.
Сколько работают европейцы
В зарубежных странах сокращенной рабочей неделей уже никого не удивить. Так, Google давно предлагает своим сотрудникам работать на 20% меньше полного рабочего времени, стимулируя их тратить это время на собственные проекты и исследования. Во Франции продолжительность рабочей недели была сокращена примерно до 34–35 часов, что повысило занятость и сгладило безработицу. В Нидерландах четырехдневная рабочая неделя практически стандартное явление, а максимальная продолжительность рабочего времени в день составляет 10 часов. В 2012 году среднее количество рабочих часов в неделю в Нидерландах составило 29. Датчане и норвежцы обычно работают по 33 часа в неделю. В Италии и Швеции на работу уходит в среднем по 36 часов в неделю.
Что думают известные люди России и Карелии?
Алексей Улюкаев, министр экономического развития РФ:
– Я об этом, во-первых, узнал из телевидения. Мне это кажется какой-то такой шуткой первооктябрьской. Странное решение, странная идея. Ничего в ней хорошего точно нет. Другое дело, что сейчас должны быть и есть гибкие формы занятости: дистанционная, совершенно гибкий рабочий день и т.д. Но вводить как норму четырехдневную рабочую неделю – это нонсенс, особенно на фоне тех демографических динамик, которые есть в развитых экономиках и в России в том числе. Конечно же, здесь это малоприемлемый вариант.
Ольга Голодец, вице-премьер РФ:
– На сегодняшний день мы не можем себе такого позволить. Наш Трудовой кодекс находится относительно других трудовых кодексов мира на очень хороших позициях. Мало стран могут предложить такого размера гарантированный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, но позволить четырехдневную рабочую неделю – для России это пока мечта.
Илья Косенков, лидер карельских профсоюзов:
– Подобные инициативы – это реакция на научно-технический прогресс и связанное с этим повышение производительности труда. Если работодатели смогут обеспечить 36-часовую рабочую неделю с сохранением заработка, то профсоюзы будут это только приветствовать. В этом случае установление количества рабочих дней – это вопрос лишь организации производства.
Лично мое мнение: депутаты несколько поторопились, поскольку уровень ВВП и, как следствие, уровень зарплаты среднего россиянина пока не позволяет «потчевать на лаврах». Вот если властям удастся исполнить поручение президента и запустить наукоёмкие производства, создать 15 миллионов высокотехнологичных рабочих мест и повысить эффективность государственной машины, тогда и о 4-дневной рабочей неделе можно порассуждать.
Евгений Жирнель, заместитель директора Института экономики КНЦ РАН:
– Если считать количество выходных и праздничных дней, то в разных странах их разное количество. В некоторых странах нет продолжительного отпуска, где-то сокращенный рабочий день. В жарких странах у сотрудников длительный перерыв в середине дня. Россия не относится к числу стран, где мало выходных и праздников. Так что сокращать еще рабочую неделю оснований нет. Стоит учитывать, что даже если ввести 4-дневную рабочую неделю, серый сектор экономики не будет ее соблюдать. Как известно, есть большое количество организаций, где, например, не соблюдается продолжительность отпуска. Четырехдневная рабочая неделя – это не совсем то, что надо срочно обсуждать, не самая главная проблема экономики.
Михаил Жуков, управляющий директор компании Headhunter:
– Нет никакого шанса массово перейти на четырехдневную рабочую неделю в ближайшие одно-два поколения россиян. Никто не возьмет на себя ответственность целый рабочий день не качать нефть, не добывать газ, уголь. Только когда значимая часть экономики превратится в «экономику знаний», а остальная будет управляться роботами, можно будет говорить о том, чтобы россияне могли больше отдыхать.
Сергей Чиннов, заместитель председателя Московской федерации профсоюзов:
– Четырехдневную рабочую неделю многие считают сомнительной идеей, но я лично считаю, что она абсолютно реальна. Я уверен, что работать четыре дня будет выгодно и работодателю, и работнику, если сделать третий выходной плавающим. Почему именно надо отдыхать три дня? Поработал в понедельник и вторник – отдохни в среду! Я думаю, что это предложение понравится представителям религиозных конфессий. Ведь, например, евреям будет удобно не работать в пятницу, чтобы подготовиться к субботе. Они могут работать в воскресенье.