С 1 января текущего года вступил в силу региональный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. В октябре депутаты Законодательного Собрания Карелии планируют утвердить программу капремонта, однако ее содержание до сих пор вызывает немало вопросов. Так, на последнем заседании комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике широкая дискуссия развернулась вокруг проекта закона, подразумевающего исключение из списка критериев, которые помогают дому попасть в программу капитального ремонта, в частности, такого пункта, как наличие судебного решения.
– Исключая указанный критерий, мы фактически выкидываем из программы дома, которые на сегодняшний день включены в нее как первоочередники, то есть их ремонт должен начаться уже в 2015 году, – говорит председатель комитета депутат Анна Позднякова (депутатское объединение «Гражданская позиция»). – Понятно, что ответчиком по судебным решениям является муниципалитет, на территории которого находятся дома, нуждающиеся в капитальном ремонте. Но все также прекрасно понимают, что бюджет муниципалитета не позволяет и не позволит в ближайшие годы этот ремонт произвести. И снять сейчас эти дома из программы – значит сделать людей заложниками ситуации, при которой капитального ремонта домов у них и вовсе может не быть.
Не менее спорный вопрос и по включению в программу капремонта ветхих, аварийных и домов, непригодных для проживания.
– Как бы мы их ни называли, по факту все эти дома непригодны для проживания и подлежат сносу. А есть ли смысл вкладывать деньги в ремонт того, что нужно сносить? Нет, – уверена Анна Позднякова. – Люди не должны платить за то, чтобы им когда-нибудь отремонтировали дома, которые могут развалиться уже завтра.
– Субъект имеет право исключить все вышеперечисленные дома из программы по капремонту, – отмечает Анна Валерьевна. – Но в таком случае возникает другая проблема. Если ветхие, аварийные и непригодные для проживания дома исключаются из программы, то должны быть найдены источники финансирования их ремонта или расселения, на что, по имеющимся у меня данным, требуется около семи миллиардов рублей.
Однако, по словам Анны Валерьевны, самая сложная ситуация возникает с домами блокированной застройки, а это треть всего жилого фонда республики. Они вообще не попадают под понятие многоквартирных домов: так как нет общей лестничной клетки (в каждую квартиру отдельный вход) и, соответственно, не включаются ни в программу по расселению ветхого и аварийного жилого фонда, ни в программу по капитальному ремонту.
– При этом в свое время (а происходило это еще в 30-50-х годах) дома такого типа строились исключительно как времянки, и на сегодняшний день это бараки, в которых невозможно жить. Но по закону сегодня это частная собственность, вкладываться в которую государство не намерено. Люди оставлены один на один со своей проблемой, – говорит Анна Позднякова. – Мы уже неоднократно обращались с этим вопросом в Государственную Думу Российской Федерации. Если дома блокированной застройки, а они имеются практически во всех субъектах РФ, будут включены в реализацию программ, финансируемых с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, это хотя бы частично поможет исправить сложившееся положение.
Беседовала Ольга Градова