После долгих дискуссий в прошлом месяце карельские депутаты приняли решение о внесении изменений в бюджет текущего года для предоставления ОАО РЖД требуемой компенсации за пригородные железнодорожные перевозки в объеме около 28 миллионов рублей. Волна таких сессий шантажа прокатилась почти по всем регионам России.
В начале сентября РЖД стало вдруг понятно, что год идет с нарастающим убытком, что, кстати, характеризует особенности финансового планирования монополиста. Республикам и областям было указано на недопустимость наличия задолженности перед пригородными компаниями и поручено компенсировать все накопившиеся задолженности перед перевозчиками. «По решению Правительства России компания-перевозчик имеет право полностью прекратить предоставлять услуги по перевозке пассажиров вследствие отсутствия субсидирования со стороны субъекта РФ», – напомнил президент РЖД Владимир Якунин. По его словам, в адрес администраций всех регионов пригородными пассажирскими компаниями были направлены проекты соглашений по урегулированию задолженностей.
Через такую же процедуру прошло Правительство Карелии, согласовав с железнодорожниками сумму недополученной ими прибыли. Пришлось пойти на сокращение расписания, снизив до реально возможного объем срочного дополнительного финансирования – средств в бюджете и без того не хватает. Как уже было сказано выше, депутаты в срочном порядке приняли изменения в бюджет, выделив сумму компенсаций. Все депутаты, представляющие районы, жизнь в которых прямо зависит от пригородных поездов и электричек, успокоились.
Но абсолютно нерыночный способ компенсирования чьих-то недочетов в работе за счет средств бюджета не может привести к повышению качества услуг. В правильности этой аксиомы мы смогли еще раз убедиться, когда увидели ответный шаг железнодорожников на наши компенсации. Параллельно с сокращением количества поездов были внесены просто античеловеческие изменения в расписание. Теперь поезд от поселка Маленга в сторону Беломорска пустили ночью с прибытием в райцентр в 2.30 ночи. По пути следования поезд собирает жителей, которым требуется транспорт, с нескольких населенных пунктов, общей численностью более 3 тысяч человек! Дорога в сторону села Нюхча находится в абсолютно непригодном состоянии, по пути – несколько аварийных мостов. Пустить параллельно железной дороге автобусный транспорт невозможно – любой автобус здесь не проживет и месяца. До поселка Маленга автодороги просто нет – его жители могут попасть в райцентр только поездом.
В поликлинику, больницу, Пенсионный фонд, миграционную службу, к нотариусу, в службы соцзащиты – везде, куда гоняет жителей нужда, можно попасть только посередине ночи, с унизительным ожиданием на вокзале рассвета. А уехать домой – только вечером следующего дня. Весь поморский берег сегодня кипит от негодования. 7 октября я провел прием избирателей в селе Сумский Посад. Жители шли группами требовать к ним и к их детям человеческого отношения. Бессильная в этом вопросе глава Сумпосадской администрации ежедневно вынуждена объясняться по этому вопросу.
Один маленький штрих, на случай, если этот материал дойдет до читателя из железнодорожного ведомства. Поездом, который чьим-то высоким решением был переведен на ночь, школьники из сел едут в школу в Сумпосад, где они всю неделю живут в интернате. В Маленге, например, станция находится в полутора километрах от поселка. Просто представьте себе: теперь в начале недели детишки в сопровождении одной учительницы ночью с фонариками топают на станцию полтора километра, чтобы посередине ночи прибыть в Сумпосад. По пути учительница активно машет фонариком по сторонам, потому что в этих краях немало волков. Чему они научатся, так добираясь до парты? Останется ли кто-то из них в этих краях после школы? Этим же поездом по пути всего его следования едут учителя, врачи, электрики и коммунальщики, доставляются продукты. Этот маршрут – кровеносная система Поморья.
На все эти эмоциональные истории с мест у железнодорожников есть ответ об их экономической убыточности. В 2014 году ими уже отменено по России более 480 пригородных поездов. В некоторых регионах помногу: так, в Ставропольском крае отменили 54 поезда, в Белгородской области – 48 поездов, в Ленинградской области – 35 поездов. Виден явный приоритет на простое сокращение перевозок. По моему мнению, в решении о перестановке поезда на глубокую ночь есть конкретный умысел – показать, что он не пользуется популярностью, на нем нет пассажиропотока, и на следующем раунде переговоров поставить вопрос о его отмене. Необходимо заранее и прямо сформулировать отношение к их инициативе – это невозможно. Нельзя допустить дальнейшего ухудшения железнодорожного сообщения в Поморье. Нужно всесторонне изучить экономику этого маршрута, чтобы при сохранении затрат железнодорожников обеспечить перевозку людей в человеческих условиях. Поезда могут ходить не каждый день, но по нормальному расписанию «утром – туда, вечером – обратно».
Всегда менее прибыльные пригородные перевозки дотировались внутри РЖД за счет более прибыльных грузовых. В этом году Правительством России проиндексированы тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 10%, то есть выше инфляции. Госмонополии разрешили поднять цены на уровень выше официальной инфляции, что опять ставит ее в нерыночные условия. Зачем сокращать издержки, повышать качество, бороться с затратами, если можно на российском уровне поднять цены, а на региональном – выкручивать руки губернаторам отменой пригородных поездов? В таких условиях наша задача по возвращению человеческого расписания пригородных поездов потребует особой настойчивости.
Игорь Зубарев, депутат Законодательного Собрания РК