Если в деревне надо срочно починить два электрических столба, или жильцы петрозаводского дома никак не могут разобраться с недобросовестной управляющей компанией, наступает момент, когда решение вопроса уже не может терпеть отлагательств. Кажется, что все инстанции уже пройдены, а кипа собранных документов перестает помещаться в сумку? Отчаявшихся самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации всегда готовы выслушать в Региональной общественной приемной на ул. Энгельса, 4. Здесь можно пообщаться с депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия, рассказать о своей беде, обратиться за консультацией и с просьбой о помощи. Узнаем, как работает общественная приемная и по каким вопросам чаще всего обращаются жители Карелии.
Николай Макаров: «Решая один вопрос, мы помогаем сразу нескольким людям»
Для депутатов Законодательного Собрания общение с избирателями, в том числе и в общественной приемной, – одно из основных направлений деятельности. Ведь обращения граждан дают возможность оценить деятельность различных организаций и выявить наиболее актуальные проблемы населения. О работе Карельской региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия»
Д. А. Медведева рассказывает руководитель приемной, первый заместитель Председателя ЗС РК, член фракции «Единая Россия» Николай Иванович Макаров.
– Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, по каким вопросам обращаются в приемную граждане?
– Наибольшее количество обращений касается сферы жилищно-коммунального хозяйства. Это улучшение жилищных условий, обеспечение жильем, капитальный и текущий ремонт помещений и инженерных систем дома, предоставление и оплата жилищно-коммунальных услуг... Но, конечно, ЖКХ – это далеко не единственная тема для обсуждения. За этот год депутаты ЗС РК приняли и ответили на запросы сотен жителей республики по самым разным вопросам. В том числе это оказание медицинской помощи и социальной поддержки, вопросы из области земельного и трудового законодательства и так далее.
– Прием граждан ведется только в Петрозаводске?
– Не только. Депутаты принимают активное участие и в выездной работе общественной приемной во всех районах республики. Все поступившие обращения (независимо от того, в Петрозаводске они были приняты или в районах) рассматриваются в установленные законодательством сроки и по каждому вопросу ведется персональная работа. Часть из них уже удалось решить положительно. К примеру, был снижен размер административного штрафа, наложенного на главу фермерского хозяйства в Пряжинском районе. А в Беломорском районе спортивный зал был оснащен оборудованием и установлена уличная спортплощадка.
– Людям дорого внимание…
– Конечно, в нашей работе очень важна психологическая составляющая. Как правило, заявители приходят в общественную приемную тогда, когда уже попытались решить проблему на других уровнях и везде потерпели неудачу. Здесь граждане могут быть уверены в том, что их обращение будет внимательно выслушано – прием всегда ведется в отдельном кабинете, и у людей есть возможность свободно высказаться и озвучить свою проблему. Мы всегда стараемся оказать максимально возможную помощь, а при подготовке ответов особое внимание уделяем мотивированному объяснению в случае, когда возможности решить заявленную проблему нет. Иногда разъяснения по интересующему вопросу можно получить прямо в ходе приема, иногда мы направляем депутатские запросы в компетентные органы для сбора полной информации, даем и подробные письменные ответы. Часто бывает так, что, решая один вопрос, мы помогаем сразу нескольким людям. Тем, у кого возникают подобные острые проблемы.
– Как записаться на прием?
– Достаточно позвонить по телефону 8 (8142) 77-31-16. Наши сотрудники выслушают вас и примут заявку. Есть у общественной приемной и электронная почта: edin.op@mail.ru.
Лариса Жданова: «Люди учатся отстаивать свои права»
Поскольку основная группа вопросов, обсуждаемых в общественной приемной, – это проблемы жилищно-коммунального хозяйства, мы передаем слово депутату Законодательного Собрания РК от фракции «Единая Россия», руководителю Комитета по экономической политике и налогам и заместителю председателя Комитета по ЖКХ Ларисе Ждановой.
– Лариса Вячеславовна, по вопросам оплаты ОДН общественная приемная работает как горячая линия…
– Оплата ОДН и коммунальных услуг – одна из двух основных тем, по которым в приемную звонят и пишут граждане. По этому вопросу мы уже неоднократно обращались к федеральным властям и рады, что наш голос услышан в Москве. Систему оплаты ОДН планируют кардинально изменить уже в следующем году. Вопрос откладывается, потому что сейчас идут дискуссии: как правильнее организовать систему оплаты за коммунальные услуги. Посмотрим, что решит Москва. Очень надеюсь, что выбор будет сделан в пользу граждан, а не бизнеса от ЖКХ. Люди должны четко знать, за что платят.
– Среди лидеров и жалобы на некачественную работу управляющих компаний, управлений ТСЖ и ЖСК?
– Решение таких конфликтных вопросов требует индивидуального подхода, здесь присутствует человеческий фактор. Хорошо, что государство озаботилось наконец этой проблемой и приняты несколько важных законов и постановлений, в том числе и по нашей инициативе. Благодаря одному из них значительно расширены полномочия жилищной инспекции. Теперь ее специалисты обязаны проверять счета за содержание и ремонт помещений и коммунальные услуги. По последним данным, в результате таких перерасчетов жителям Карелии уже успели вернуть около 2 миллионов рублей!
Людям нужно быть бдительнее, чтобы предотвратить масштабный обман со стороны управляющих компаний. Вот пример. Недавно одна петрозаводчанка доказала в суде, что управляющая компания незаконно завышала сумму платежей за уборку дома. Каким образом? УК завысила площадь территории у дома, сделав ее выше кадастровой. Петрозаводчанка суд выиграла, ей сделали перерасчет и вернули деньги, полученные незаконно. А вот остальным жильцам дома деньги не вернули! Поражает наглость управляющей компании, которая и не думает производить перерасчет, несмотря на обращения собственников! Но удивляет и неготовность остальных собственников идти в суд и возвращать свои кровные, заработанные деньги. Пусть это и не глобальные суммы, но важно преподать урок бизнесу от ЖКХ, заявить от имени общества, что любой обман будет наказан!
Подобное «жонглирование» цифрами при определении площади территории дома – явление в Петрозаводске не единичное. Я подготовила письмо в городскую администрацию, чтобы местные власти вмешались в ситуацию и помогли горожанам вернуть напрасно выплаченные деньги.
– Управляющие компании быстрее реагируют на обращение депутата, чем на заявление простого гражданина…
– К сожалению, да. Недавно ко мне обращались за помощью жильцы дома, которые никак не могли договориться со своей управляющей компанией о ремонте крыльца. В основном в подъезде проживают пенсионеры – для них это жизненно важный вопрос. Так вот крыльцо починили буквально через несколько дней после отправки депутатского запроса. Такая оперативность – похвальна, но, к сожалению, большинство УК на просьбы граждан реагируют крайне редко.
С принятием закона о лицензировании у граждан появился реальный рычаг давления на управляющие компании. Все УК должны получить лицензии до 1 апреля 2015-го. Если жилищной инспекцией будет зафиксировано 2 своевременно не устраненных нарушения работы, то лицензию у управляющей компании отберут. Так что у людей появляется возможность сменить постылую «управляшку» на другую, а при смене еще и «выторговать» выгодные условия договора.
– А бывает, что обращаются с такими проблемами, которые не удается решить?
– Случается. Дважды ко мне обращались пожилые женщины, живущие в условиях коммунальной квартиры. Собственные дети их бросили, разделив лицевые счета и подселив к матерям чужих людей. С юридической точки зрения все законно. А вот с моральной… Женщины просили помочь им получить жилье. Увы, это нереально, у нас несколько категорий льготников, и те не могут дождаться квартир.
Одна из обратившихся женщин просила меня запретить своим новым соседям делать в квартире ремонт. Я поинтересовалась: «Разве плохо, если кухню и ванную починят и с вас денег не возьмут?» Но, похоже, там уже шла такая серьезная коммунальная война, что мне ее было не остановить.
Конечно, отвратительно, что люди вынуждены жить в коммуналках. И крайне важно начать программы по строительству социального жилья. Но если уж человек оказался в таких условиях, надо идти на компромисс, учиться договариваться с соседями, иметь мудрость и взвешенность. Я сама не всегда их проявляю и потом ругаю себя. Но нам в России нужно этому учиться: в семье, на работе, в маленьком поселении и в масштабе страны. Только когда общество будет консолидировано, оно станет сильным, а следовательно, всем нам будет легче защищать свои права.
Ольга Шмаеник: «Общественная приемная – это открытая площадка для эффективной работы»
Ваше заявление в общественную приемную может стать поводом для внесения изменений в действующее законодательство и впоследствии помочь сразу многим людям. Именно на основе обращений граждан зачастую строится подготовка законодательных инициатив для рассмотрения и обсуждения на республиканском и федеральном уровнях. За примерами обращаемся к руководителю фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания РК, председателю Комитета по законности и правопорядку Ольге Николаевне Шмаеник.
– Ольга Николаевна, как принимается решение о внесении изменений в законодательство?
– Работа с избирателями – это отличная возможность проконтролировать исполнение того или иного закона и проанализировать его эффективность. По итогам года мы формируем статистику обращений граждан в приемную. Если по одному и тому же вопросу количество заявлений растет – значит, пора задуматься о поправках в законодательство. Люди, столкнувшиеся с реализацией того или иного закона на практике, всегда могут указать нам на достоинства и недостатки действующей системы. К примеру, именно после обращений в общественную приемную мною были подготовлены изменения в закон о бесплатной юридической помощи. Теперь в список граждан, которые имеют право на бесплатную поддержку юристов и адвокатов, внесены неработающие пенсионеры. Сегодня в Государственное юридическое бюро львиная доля заявлений поступает именно от этой категории граждан.
А вот еще один пример. Недавно ко мне поступило обращение, связанное с исполнением закона об эвакуации транспортных средств. В законе сказано: если водитель явился до начала транспортировки автомобиля на штрафстоянку и обязуется устранить последствия правонарушения, то машину ему должны вернуть.
– То есть если водитель вернулся до погрузки машины на эвакуатор?
– Вот этот момент как раз и не прописан! И именно на это указали обратившиеся в общественную приемную граждане. В законе сказано – «с момента появления лица». А конкретнее? Когда явился водитель? Или когда он предъявил документы на машину? Там же есть формулировка «момент отрыва автомобиля». Тоже хотелось бы уточнить, что имеется ввиду: погрузка в эвакуатор или его отъезд от места происшествия? Когда в законе возникают такие разночтения, то каждый начинает трактовать его, как пожелает. А этого допустить нельзя. Мы изучили действующее законодательство, в первую очередь, федеральное, и подготовили часть поправок. Но, к сожалению, прав по регулированию закона об эвакуации транспортных средств у нас нет. Поэтому я направлю письмо в Государственную Думу с предложением более четко прописать эти пункты, чтобы больше не возникало спорных ситуаций.
– Получается, что обращение в общественную приемную – это возможность «достучаться» до самой верхушки власти?
– Да, конечно. Но заявления бывают самые разные. Люди обращаются к нам как к последней инстанции, и иногда приходится нелегко, потому что отказы на предыдущих уровнях случаются и обоснованные. Но чаще всего проблемы возникают из-за недоработки чиновников или их невнимательного отношения к вопросу. Как-то раз молодая мамочка, у которой трое несовершеннолетних детей, пыталась достучаться до судебных приставов, заблокировавших ее банковскую карту. На эту карту поступали детские пособия, которые по закону у женщины никто не имел права отнимать. После того как ей отказались помочь в нескольких инстанциях, мамочка обратилась в общественную приемную. И вопрос был решен положительно. Но сразу стало понятно, что найти выход из ситуации можно было и без обращения к депутату, если бы работники банка и организаций социальной защиты сработали грамотно.
– С какими еще заявлениями обращаются граждане?
– К примеру, приходили сотрудники, которые жаловались на произвол своего начальника. Люди устали от произвола и хамства руководителя одного из подразделений государственного учреждения и просили принять меры. Была проведена очень серьезная работа, и в результате человека уволили с поста.
Приезжал ко мне и житель Прионежского района, который аж с 2011 года ходил по всем инстанциям с просьбой заменить в своем населенном пункте несколько электрических столбов. Столбы насквозь прогнили и рисковали в любой момент обрушиться на жилые дома. Человек пришел, не веря, что в его обращении будет хоть какой-то толк. Я очень благодарна руководству Прионежского района, потому что установить новые столбы удалось в течение недели. На просьбу откликнулись оперативно – не пришлось даже посылать запрос, достаточно было телефонного звонка.
В том же Прионежье одна женщина пыталась отвоевать землю у ландшафтного заказника. Она обратилась ко мне, чтобы я запросила информацию об этом участке в самых высоких инстанциях. И оказалось, что земля вовсе не заповедная, и теперь заявительница имеет право оформить ее в собственность.
– К Вам обращаются в том числе как к председателю Комитета по законности и правопорядку…
– Да, ко мне поступают заявления от граждан, столкнувшихся, по их мнению, с нарушениями действующего законодательства. Например, природоохранного: люди жалуются на организацию несанкционированных свалок. А еще был случай, когда наказать пришлось крупную организацию. Предприятие в Лоухском районе сливало жидкие бытовые отходы в границах населенного пункта. Официального разрешения на это у них не оказалось. После нашего обращения в прокуратуру Лоухского района были заведены два дела об административных правонарушениях, и предприятие обязали выплатить штраф в 100 тысяч рублей.
Общественная приемная – это открытая площадка для эффективной работы на результат. Здесь можно с пользой, быстро и качественно провести переговоры, получить конкретную помощь, рекомендации и полную информацию от компетентных специалистов по любому интересующему вопросу.
Беседовала Юлия Леонтьева