Одним из самых важных вопросов, которые будут рассматриваться на ноябрьском заседании Законодательного Собрания Республики Карелия, является проект закона «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов». Казалось бы: как говорить о бюджете без цифр? Ведь это финансовый документ! Да, это так! Но бюджет в не меньшей, а, на мой взгляд, даже в большей степени является политическим документом. Это не просто распределение денег на финансирование различных сфер жизни и деятельности общества и государства, а определение стратегического направления нашего развития, ответ на вопрос: «Каких целей и какими способами мы хотим достичь?».
– Известна экономическая и политическая ситуация, сложившаяся внутри и вокруг нашей страны в результате западных санкций. Хотя и без санкций в последние годы мы часто слышали выражение «бюджет выживания». К нынешнему проекту бюджета это выражение более чем применимо! «Выживание» предполагает, в первую очередь, решение сиюминутных, жизненно важных на данный момент задач. Выживать можно год, два, пять лет, но нельзя в таком режиме жить постоянно. Необходимо думать о будущем и решать стратегические задачи.
В условиях бюджетного дефицита возникает большой соблазн традиционно сэкономить на образовании, здравоохранении, культуре, социальных гарантиях. Ведь они не приносят быстрого дохода. Но если мы не будем уделять должного внимания этим сферам, дальнейшее развитие страны станет невозможным. Да и с чисто человеческой точки зрения – зачем мы все живем и работаем, если свою жизнь, жизнь своих детей и родителей не можем сделать лучше?
Конечно, нам надо укреплять обороноспособность, конечно, нам надо быть сильными, иначе никто не будет считаться ни с нашей страной, ни с нашими интересами. Конечно, без экономики ни оборона, ни социальная сфера развиваться не могут.
Так на чем же экономить в тяжёлой финансовой ситуации? На мой взгляд, необходимо уделить пристальное внимание численности и эффективности работы чиновничьего аппарата. О его сокращении мы слышим с завидной регулярностью, и с такой же регулярностью нам рассказывают, что число чиновников не сократилось, а выросло! Не жаль платить чиновнику за хорошую работу, но когда его эффективность, мягко говоря, оставляет желать лучшего, возникают вопросы: а нужно ли нам такое количество чиновников и заслуживают ли они того материального вознаграждения, которое получают?
Огромное число контролирующих и проверяющих органов издает столько циркуляров со всевозможными требованиями, что у сельских поселений не хватит годового бюджета на их выполнение. А учреждения здравоохранения и образования загружены таким количеством отчетов и всевозможных мониторингов, что времени на основную деятельность почти не остается. Получается почти «итальянская забастовка» поневоле.
Вводя институты различных «уполномоченных по правам...», государство, фактически, нанимает специальных людей для защиты определённых категорий своих граждан (а то и всех граждан – «уполномоченный по правам человека») от неправомерных действий, как правило, самого государства. На сегодняшний день «уполномоченные» нужны, но смущают два момента: во-первых, у нас много категорий граждан, нуждающихся в защите их прав, сколько еще надо «уполномоченных»? Во-вторых, все они являются государственными служащими – насколько эффективно может нанятый работник защищать кого бы то ни было от действий своего работодателя? По мере строительства правового государства подобные институты должны исчезать (за ненадобностью), но пока число их только растёт. Это опять к вопросу об эффективности государственного управления.
Подобных проблем много, и на сегодняшний день необходимо настраивать эффективную работу всего управленческого аппарата, направленную на развитие экономики и общества, а не «резать» финансирование социальной сферы.
НЕЙМЕРОВЕЦ А.И., депутат ЗС РК, депутатское объединение «Гражданская позиция»