Общество Мимо «Ремарки»

Александр Фукс
№10 (981) 11.03.2015

Сейчас будет такая грустная колонка. Без провокаций и ерничанья. Многие, наверное, даже не увидят в этом никакой проблемы. Но мне, правда, обидно. В общем, кому про культуру неинтересно, сразу перелистывайте. Там, впереди и сзади, наверняка будет и про красавиц, и про аварии, и про политику, и еще раз про красавиц. А у меня тут сплошная скука: конкурс новой драматургии «Ремарка» уезжает из Петрозаводска.

Наверное, большинство из вас даже не поняли сейчас, о чем речь. Я, например, недавно сказал знакомой, что читаю пьесы к конкурсу «Ремарка», а она спросила, какие именно произведения Ремарка я читаю. Я ей про ту ремарку, которая авторская пометка, а она мне про Эриха Марию. Сплошное, в общем, недопонимание.

Третий год у нас в городе проходит этот конкурс. Он наряду с «Любимовкой» и «Евразией» вошел в десятку драматургических конкурсов, отмеченных на сайте «Золотой маски», а основная масса петрозаводчан даже не знает о нем. Я, правда, думал, что еще год-другой и о нем будет знать каждый. Ну или почти каждый. Потому что это же реально можно было сделать одним из брендов республики. В конце концов, не так много у нас культурных начинаний, по которым можно нас узнать. А тут конкурс русскоязычных пьес со всего мира. В жюри – один из самых известных драматургов России Михаил Дурненков. Да за такое дело нужно было хвататься и трезвонить о нем на всех углах. Под него можно было выбивать гранты, приглашать гостей и устраивать фестивали. А он в итоге уезжает в Вологду.

Если по порядку, то идея конкурса пришла в голову нашему режиссеру Олегу Липовецкому. В первые два года он проводился как конкурс драматургов Северо-Запада. Несколько десятков писателей из левого верхнего угла России присылали свои пьесы, жюри отбирало три лучшие, и в финале петрозаводские актеры на сцене Национального театра устраивали читку пьес-победителей. Конкурс получил резонанс, о нем заговорили, и в этом году он уже перестал быть региональным. Десятки пьес сменились сотнями, среди которых были по-настоящему интересные. Казалось бы, ура. Но вместо «ура» республика как-то тускло и безвольно упустила то, что само пришло к ней в руки.

Именно в тот день, когда организаторы назначили финальную читку, у одного театра оказались гастроли, а у другого – самый аврал перед премьерой. Договориться об удобном для всех переносе не удалось. Минкульт, который вроде бы мог обозначить свое положительное отношение к конкурсу и, может быть, заразить этим добрым отношением всех остальных, повел себя вяло. По всем сусекам не удалось наскрести денег даже на проезд и ночевку члена жюри. И в итоге наше карельское, набирающее обороты начинание уезжает в Вологду. Вот вроде как копали картошку, наткнулись на кусочек золота да и выкинули. Потому что не до него как-то. И так, кстати, практически во всем. Любое хорошее начинание, если оно хочет развиться и расцвести, как правило, может это сделать, только уехав отсюда.

Я совершенно не хочу никого винить. Разные в жизни бывают нестыковки с накладками. Просто обидно. В Вологде-то умеют сделать даже из последней дыры родину Деда Мороза. Сейчас как растрезвонят о своем новом суперпроекте – через год уже никто и не вспомнит, что на самом деле он родился в Петрозаводске. В общем, я это к тому, что, может, все еще посидят, покалякают, договорятся и на следующий год все-таки вернут «Ремарку» на родину. Во всяком случае, мне бы этого очень хотелось.