Тема номера Василия Попова заочно арестовали

Губерния
№21 (992) 27.05.2015

О том, что лидера карельских «яблочников» Василия Попова могут задержать, стало известно еще в ноябре прошлого года. Причем сообщил об этом сам Василий Анатольевич. Его источники (в карельском правительстве, а не в правоохранительных органах) сообщили о том, что в администрации губернатора Худилайнена пришли к выводу, что пока Попов находится на свободе, события в столице Карелии никогда не будут развиваться по нужному им сценарию.

На протяжении почти полугода Василий Попов говорил о том, что сотрудники правоохранительных органов «землю роют», чтобы найти повод для его задержания. При этом высказывал надежды на то, что им «хватит благоразумия этого не делать». В какой-то момент Попов даже обратился в Следственное управление Следственного комитета РФ по РК с просьбой сообщить, расследуются ли в отношении него какие-либо уголовные дела? Ему ответили, что таких дел нет. После эту информацию один из руководителей ведомства подтвердил на пресс-конференции и представителям СМИ. Правоохранители действительно довольно продолжительное время не предъявляли Попову никаких претензий, и Василия Анатольевича даже начали обвинять в мании преследования. Однако неделю назад появилась информация, что в отношении политика вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, которое расследуется уже более года (!). Вот вам и мания преследования! Была также информация о заочном аресте Попова и объявлении его в розыск.

Следственное управление СК РФ по РК заняло при этом странную позицию. Вместо того чтобы подтвердить или развеять слухи, решили просто молчать. Никаких пояснений: то ли боялись реакции Москвы, то ли хотели сделать Попову «сюрприз» и не ожидали столь скорой огласки своих решений. Как бы то ни было, в минувшую пятницу 22 мая в Петрозаводский городской суд поступило ходатайство следователя СУСК РФ по РК Александра Брюханова об избрании Василию Попову меры пресечения в виде ареста.

Страж порядка сообщил суду, что Попов уже дважды не явился по его повесткам в управление для участия в процессуальных действиях. Оно и понятно: Василий Анатольевич еще в марте выехал по делам в Финляндию, где и находится по сей день. Кстати, выехал за границу и все это время проживал там на совершенно законных основаниях: подписок о невыезде из Петрозаводска Попов не давал, на момент убытия из города ни в чем противозаконном (так уверяли правоохранители) не подозревался, виза имеется.

Организованная группа

Как оказалось, первая повестка, на которую Попов «не отреагировал», была отправлена политику 12 мая с требованием явиться 15-го. В назначенный день следователь намеревался допросить Василия Анатольевича в качестве подозреваемого. Не увидев Попова в СУСКе, страж порядка вынес постановление о привлечении его в качестве обвиняемого и отправил очередную повестку с требованием явиться в управление для предъявления обвинений.

В суде Александр Брюханов сообщил, что Василий Анатольевич обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ – «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Организованная группа – это он, его супруга – депутат Законодательного Собрания Карелии Анастасия Кравчук, депутат Петросовета Ольга Залецкая и директор торгового дома «Ленторг» Александра Корнилова. По версии следствия, сговорившись, они злоупотребили доверием должностных лиц петрозаводской администрации и по заниженной цене приобрели здание комбината школьного питания, принадлежавшее муниципальному предприятию «Петропит», и землю под ним, причинив тем самым городу ущерб в размере 10 миллионов рублей.

Что примечательно, в свое время эта сделка была оспорена в суде, но суд официально признал ее законной. И тем не менее правоохранители уверены, что было совершено преступление. Залецкая и Корнилова вот уже несколько месяцев находятся под домашним арестом. Когда продавалось здание, Залецкая являлась директором предприятия «Петропит», но не подписывала документов о продаже здания. В тот момент ее даже не было на работе. Договор купли-продажи подписала заместитель Ольги Евгеньевны. И произошло это только после того, как было вынесено решение суда, обязывающее руководство «Петропита» так поступить. Александра Корнилова, будучи директором торгового дома «Ленторг», всего лишь арендовала указанное здание. Никакой личной выгоды от продажи здания ни у Залецкой, ни у Корниловой не было. Анастасия Кравчук, как известно, была покупателем. Попов в указанной сделке участия не принимал, и какую роль в уголовном деле правоохранители отвели ему, пока неизвестно: напомним, что стражи порядка предпочитают хранить по этому поводу молчание.

Опасен для следствия

Когда в очередной раз в суде рассматривался вопрос о мере пресечения для Ольги Залецкой, следователь Александр Брюханов отметил, что указанное дело представляет особую сложность. Конечно, непросто искать, за что бы посадить людей, которые не преступали закон. Основная сложность этого дела в том, что и Залецкая, и Корнилова, и Кравчук действовали строго в рамках закона и не нарушили ни одного нормативного акта. Это была абсолютно законная сделка. Мы уже писали, что отправить такое дело в суд нельзя. Станет достоянием гласности – засмеют. И прекратить указаний не было. Поэтому дело нужно тянуть. Вынесение постановления о привлечении Попова в качестве обвиняемого и объявление его в розыск и есть то самое веское основание, чтобы затянуть дело.

По словам Александра Брюханова, политик объявлен как в федеральный, так и в международный розыск. Причем последнее он подтвердить не сумел.

– Есть ли у вас данные, что Попов действительно объявлен в международный розыск? Постановление об этом мы видели. Есть ли какой-нибудь ответ, что это постановление принято к производству отделом Интерпол? – поинтересовался защитник лидера карельских «яблочников».

– В настоящее время документарного подтверждения у меня нет, – ответил Брюханов.

С точки зрения следователя, оставлять Василия Попова на свободе, пока идет следствие, нельзя.

– В случае избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы, Попов может скрыться от органов предварительного следствия и суда, что фактически и установлено. В настоящее время он скрылся: с 6 марта находится за пределами Российской Федерации, – сообщил суду страж порядка. – Кроме того, из полученных ответов ФСБ следует, что он осведомлен, что в отношении него осуществляется уголовное преследование. Он дает в средствах массовой информации комментарии о том, что возвращаться в Россию не собирается, опасается возможного ареста.

Кроме того, по мнению Александра Брюханова, политик может продолжить заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству предварительного расследования по уголовному делу, вступить в сговор со свидетелями или оказать на них давление. В качестве доказательства того самого возможного давления страж порядка привел аргумент, что многие свидетели отказываются давать показания по делу. Правда, никаких доказательств того, что люди не желают общаться со следователем именно из-за воздействия на них Василия Попова, представлено не было.

Заочно арестовали

– Я категорически возражаю против удовлетворения ходатайства (следователя об аресте. – Прим.авт.), – заявил в суде защитник Василия Попова. – В материалах, которые поступили на рассмотрение дела, каких-либо безусловных сведений, указывающих на причастность Попова к совершению преступления, нет. Тот факт, что приложены несколько протоколов допроса свидетелей, которые решили воспользоваться статьей 51 Конституции Российской Федерации, нельзя считать наличием доказательств причастности Попова к преступлению. Кроме всего прочего, на мой вопрос следователь ответил, что у него нет никаких данных о том, что Попов действительно объявлен в международный розыск.

Это обстоятельство, по мнению адвоката, свидетельствует о том, что вопрос о заочном избрании меры пресечения в качестве ареста на данном этапе следствия нельзя рассматривать в принципе:

– Суд, принимая решение о мере пресечения в отсутствие обвиняемого, должен предварительно убедиться, что обвиняемый действительно объявлен в международный розыск.

Однако судье для вынесения решения данных, представленных следователем, оказалось достаточно. Ходатайство Александра Брюханова было удовлетворено. Суд вынес постановление об избрании Василию Попову меры пресечения в качестве ареста сроком на два месяца. Исчисляться этот срок начнет, как только обвиняемого поместят под стражу на территории Российской Федерации.

– Я узнал из разных источников (российских и финских), что моя выдача является не очень простой процедурой. Решение должно будет принять Министерство юстиции Финляндии после заключения финской криминальной полиции, которая проверит обоснованность обвинения и соблюдение процедуры, что меня абсолютно устраивает, – прокомментировал происходящие события Василий Попов. – Более того, после того как выяснится, что Интерпол принял дело о моем розыске к производству, я сразу обращусь в финскую полицию с информацией о своем местонахождении, для того чтобы ускорить процедуру принятия решения. Не хочу давать нашим правоохранителям повод для затягивания дела.