Заонежье шумит: на носу новый учебный год, а люди до сих пор не знают, как и, главное, где будут получать знания их дети. Жители Великой Губы, Шуньги, Толвуи, Ламбасручья и Великой Нивы провели уже два схода, стучались к депутатам и чиновникам разных уровней. Они даже писали премьер-министру России Дмитрию Медведеву и министру образования и науки страны Дмитрию Ливанову: просили не допустить закрытия сельских школ Заонежья.
– От Медведева пришел ответ: мол, разбирайтесь на местах, – говорит жительница Великой Губы Галина Аверьянова. Ее внук в сентябре пойдет во второй класс Великогубской школы.
Женщина уверяет: еще весной появилась информация о том, что на финансирование их школы не хватает порядка шести миллионов рублей.
– Вот они и стали искать, как сэкономить; думать, как провести учебный процесс так, чтобы это обошлось подешевле, и придумали объединять классы, – рассказывает Галина Николаевна. – Говорят, могут соединить 1, 2, 3 и 4 классы, чтобы они на уроках были вместе. Но у нас, например, в 1 классе 13 детей. Куда еще его соединять с каким-то классом?
Впрочем, говорят местные жители, от этой затеи чиновников они, кажется, отбились. Теперь у них другая проблема: грозящее объединение для занятий учеников среднего и старшего звена.
– Нам говорят, что, например, английский язык, физику, химию, биологию и географию можно преподавать, объединив, скажем, учеников 10 и 11 классов, – рассказывают люди. – Но ЕГЭ ведь никто не отменял. Как дети потом будут его сдавать?
Введение технологии обучения разновозрастных классов в среднем и старшем звене заонежцев пугает больше всего.
– Это то, чего даже учителя не могут понять, – говорит Галина Аверьянова. – Учитель физики, например, в нашей школе работает уже 40 лет, и она говорит, что не представляет, как можно вести физику одновременно у 10 и 11 классов, когда у одних – одна тема, у других – другая, и все это надо выдать за 45 минут. О каком тут качестве образования может идти речь?
Местные жители рассказывают, что в связи с грядущими нововведениями многие заонежские учителя задумались о переезде и уже начали подыскивать себе другую работу.
– Разве это нормальная ситуация? – задаются вопросом люди. – А ведь так много сейчас говорится о развитии сельской местности. Где оно, это развитие? Его просто нет.
Нет задачи – сэкономить?
По информации местных жителей, в Великой Ниве чиновники намерены оставить только младшее звено, а школьников с 5 по 9 класс собираются возить в другое учебное заведение. Изначально была информация, что в Толвую, где жить ученикам придется в интернате.
– Никто не отдаст своего ребенка жить в интернат, – уверена Галина Аверьянова.
– Так будут или не будут возить детей в толвуйский интернат? – спрашиваем у министра образования Карелии Александра Морозова.
– Нет. По крайней мере, позиция министерства, что это неправильно. Нам дешевле напрячься и сделать дорогу, например, до Великой Губы из Великой Нивы. Специальное обращение в комитет по транспорту мы уже направили, – пояснил министр и добавил:
– Что касается неурочных форм обучения, они будут вводиться.
– Поясните, пожалуйста...
– Смотрите, есть школа, где в первый класс ходят три ребенка, во второй класс – один ребенок, в третий класс – ни одного, в четвертый – двое, то есть всего шестеро. Что делалось в этих школах до этого года? 20 часов – в первом классе, 21 – во втором, 21 – в четвертом, то есть было 62 часа нагрузки у учителя, а это порядка 50-60 тысяч рублей заработная плата с шестью учениками. Существуют другие формы организации образовательного процесса в такой малочисленной школе. В этом случае вот эти 50-60 тысяч рублей учитель получать не будет в принципе.
После такого ответа понимания, какие конкретно неурочные формы собираются вводить в заонежских школах, не появилось. Зато появилось четкое понимание цели – экономия бюджетных средств. Все же помнят, что пару месяцев назад депутаты Законодательного Собрания республики по просьбе губернатора урезали карельский бюджет на 1,5 миллиарда рублей (взамен Карелия должна получить финансовую помощь из федерального бюджета – беспроцентный кредит в размере 3,9 миллиарда рублей).
– Я хотел бы подчеркнуть, что перед системой образования не стоит задача экономии средств, – говорит Александр Морозов. – И не стоит задача закрытия школ. Перед нами стоит задача: обеспечить качество образования. В условиях ряда малокомплектных школ с числом детей от 3 до 10 это сделать невозможно.
«Просто растягиваем время»
– Если в учреждении уменьшается количество детей и мы не можем обеспечить нагрузку учителя, этой нагрузки не будет. То есть в ряде учреждений будут сокращения педагогических работников. Объективно будут. Потому что держать учителя, у которого нет детей для обучения, никто не будет, – говорит министр образования.
– Но один-два-то ученика есть. Их-то кто будет учить? – спрашиваем.
– Во всех тех случаях, когда можно организовать другие формы обучения, кроме обучения на месте, мы будем их организовывать.
– Кроме обучения на месте? – уточняем.
– Да. Подвоз, организация неурочной деятельности (опять эта так понятная неурочная деятельность. – Прим.авт.)… Мы будем это делать, – говорит Александр Морозов. – То, что происходит сейчас, ведет к тому, что мы просто делаем вид, что детей учим. Ну не может учитель русского языка и литературы одновременно вести физику, химию, биологию и географию. Он не специалист в этих областях, но он эти дисциплины ведет, потому что на 6-10 человек открыть ставки для этих учителей невозможно.
По словам министра, для того чтобы учить ребенка в основной школе (с 1 по 9 класс), нужно 14 учителей. Для обучения в 10-11 классах требуются уже 16 педагогов, которые должны быть обеспечены ставками.
– Поэтому объективно оптимизация сети должна происходить, – уверен министр. – И родители, которые заинтересованы в конкурентоспособности свои детей, ищут школы, перевозят туда детей… Многие понимают, что та школа, которая есть и за которую они якобы борются, неконкурентоспособна и знаний не дает. А вот та, которая в 40 километрах, дает… Ни одно государство в мире, даже самое богатое, не обеспечивает индивидуальное обучение детей. Вы в Финляндии были? По дорогам ездили? Вы обратили внимание, что их школы стоят даже не в поселках? Они стоят на пути подвоза, потому что и финны в том числе обеспечить обучение на каждом хуторе не могут. Этого не может сделать Америка. Этого не может сделать Британия. Не может сделать никто. Контингент в шесть детей теми технологиями, которые есть в распоряжении любой системы образования, не обучаем в принципе. Вот и все.
– Что же все-таки будет со школой в Великой Ниве? – уточняем у Александра Морозова.
– Если я правильно понимаю то, о чем сейчас говорит администрация Медвежьегорского района, там останется начальная школа. Это шесть детей. Остальных будут возить.
– В Великую Губу? – спрашиваем.
– Не знаю пока. Там можно возить и туда, и туда. Я бы возил в Великую Губу. Приличная школа.
– А как же дорога? Ее сделают?
– Не знаю пока. Но понятно, что если не будет открыт школьный маршрут, а он открывается в том числе по экспертизе ГИБДД, то детей возить не будут.
– И что же будет тогда?
– Тогда будем смотреть, – в очередной раз очень конкретно отвечает министр.
Он уверен, что в Великой Ниве нет смысла оставлять и начальную школу.
– С моей точки зрения, шесть человек не будут обучаемы. Мы просто растягиваем время. И когда дети придут в основную школу, они будут неконкурентоспособны, – поясняет Александр Морозов.
– То есть, и этих шестерых уже нужно куда-то возить?
– Я вам скажу так: Медвежьегорскому району оптимизировать сеть нужно было еще десять лет назад… Вот у нас в Великой Губе стоит недогруженная школа, которая уже малокомплектной скоро будет, и в Великой Ниве, и в других населенных пунктах по 4-5-6 учеников. А в результате вся система не выполняет свою задачу. И я понимаю где-то родителей: зачем везти ребенка в другую школу, если там такая же ерунда? Но когда мы централизуем ресурсы, тогда будет возможность и что-то требовать.
Увидев на наших лицах недоверчивую улыбку, министр сразу отреагировал:
– Чего вы улыбаетесь? Ну поймите меня правильно. Ребенок в полнокомплектной школе, где есть 25 человек в каждом классе с 1-го по 11-й, обходится бюджету от 39 до 54 тысяч рублей в год. Ребенок в малокомплектной школе по нормативу обходится в 111 тысяч рублей, а по факту у нас есть школы, в которых на этого ребенка уходит 426 тысяч рублей в год.
– Но вы же начали с того, что нет цели сэкономить…
– Естественно, поэтому мы ни одну из этих школ и не закрыли. Мы понимаем, что если это Нюхча, что если это Валаам, где девять месяцев сообщения нет, сколько бы ни стоило содержание детей, мы будем их учить. Но это не значит, что и во всех остальных ситуациях, где есть другие формы, мы будем делать то же самое. Это неправильно.
В мае на сходе жителей Заонежья в Великой Губе было 107 человек. Тогда республиканские и районные чиновники в течение трех часов убеждали их в пользе оптимизации. Не убедили. Оно и понятно: жители Карелии видели уже столько примеров этой оптимизации. Не припомнят только положительных результатов. Поэтому и на сходе 30 июля заонежцы высказались категорически против реорганизации учебных заведений и каких-либо изменений в организации учебного процесса.
В том, что говорит Александр Морозов, несомненно, есть рациональное звено. И, возможно, будь у чиновников четкое представление: что, как и для чего будет сделано, люди бы их поняли и услышали. А со всеми этими «Пока не знаю», «Тогда будем смотреть» и «Где-то будет меняться учебный план, где-то – технология организации учебного процесса, где-то будет снижаться нагрузка педагогов» к людям приходит паника, а не понимание.