Как вы думаете, сколько времени нужно, чтобы установить личность участника преступления при условии, что известны имена его сообщников, потерпевший готов злоумышленника опознать и даже имеется видеозапись этого происшествия. Отвечаем: не меньше двух лет. Даже больше, но насколько больше, не скажут ни полиция, ни прокуратура.
То, что Россия – государство правовое, но пока не очень, ни для кого не новость. Если в деле фигурируют интересы весомых фигур, охраняющие порядок службы действуют молниеносно. Но если речь идет о безработном инвалиде, система поскрипывает как старая телега.
«Заберите телефон!»
Случилось петрозаводчанину Евгению Федухину влюбиться. Его избранницей стала разведенная женщина, и чувство не осталось без ответа. Тогда и случилась первая беда. Вечером 27 октября 2013 года Евгений встречал свою даму возле парикмахерской. Но вдруг услышал: «Вот хорошо – и искать не придется!» и много других слов, которые мы не станем приводить здесь из соображений приличия. Бывший муж подруги Евгения то ли забыл о разводе, который произошел 3 года назад, то ли посчитал себя обиженным – но он и трое его друзей, все, по словам потерпевшего, изрядно нетрезвые, прямо на улице начали его избивать. Вот как позже расскажет об этом Евгений во время допроса.
– Они все вместе потащили меня в сторону ул. Луначарского, говоря при этом: «Будет сегодня еще один труп!» Я спросил: «Куда вы меня тащите?» – на что мне ответили: «Кататься за город». Пока они меня так тащили, они меня избивали, все четверо, всего нанесли не меньше 15 ударов. Меня тащили по тротуару, пока тащили, я падал. У меня в руках был телефон, который звонил. Б. сказал своим товарищам: «Заберите телефон!» Когда телефон упал на землю, я видел, как его поднял Дмитрий С. После всего этого я телефон не видел, я его не нашел.
Евгений – инвалид второй группы – не мог противостоять четверым здоровым и сильным нападавшим. Неизвестно, чем бы кончилось это избиение, но, к счастью, из парикмахерской выбежала подруга Евгения, а из ближайшего кафе вышел его хозяин. Темпераментные «мачо» сбежали, а Евгений остался рядом с испуганной женщиной и свидетелем происшедшего, дожидаясь скорой помощи.
Избитого молодого человека отвезли в БСМП. Врачи диагностировали ушибы мягких тканей головы и частичное повреждение связок правого голеностопного сустава. Оснований для госпитализации медики не обнаружили, наложили лангету и порекомендовали продолжить лечение в травмпункте. Именно так Евгений и поступил – на следующий день обратился в травмпункт, где и лечился целый месяц. В тот же день он сделал еще одно важное дело – написал заявление в полицию.
Запись исчезла
Троих, избивавших его, Евгений знает по имени, фамилию четвертого назвать не может, но хорошо помнит лицо нападавшего и готов опознать. Но, несмотря на это, мы не можем закончить историю словами «справедливость восторжествовала». Уголовное дело по факту хищения мобильного телефона возбудили сразу – 31 октября. Уже на следующий день – 1 ноября – постановление о возбуждении этого дела отменяется. А еще через неделю – 8 ноября – дело о краже заведено вновь.
Гораздо пессимистичнее развивалась ситуация вокруг избиения: 5 ноября Евгению отказано в возбуждении уголовного дела о причинении телесных повреждений из-за «невозможности в установленный законом срок получить достаточно данных, указывающих на признаки преступления». Федухин оказался настойчивым потерпевшим и обратился к своему депутату Законодательного Собрания Евгению Беседному. Прочитав ответы на депутатский запрос, можно сделать поразительный вывод. Оказывается, потерпевшему дважды отказали в возбуждении уголовного дела – второй раз: 4 марта 2014 года, потому что... не смогли разобрать почерк. Вот как сказано об этом в документе:
«... на момент принятия решения по материалу была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая на данный момент приостановлена ввиду невозможности чтения экспертом почерка врача травмотологического пункта. В травмотологический пункт направлен соответствующий запрос. После получения ответа из травмотологического пункта судебно-медицинская экспертиза будет продолжена.»
Судя по всему, ответ получили, потому что уголовное дело по факту причинения телесных повреждений через две недели – в конце марта – все-таки было заведено. Но вскоре оба расследования оказываются приостановленными, причем по одной и той же причине: «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Это при том, что, как мы уже писали, имена троих нападавших Евгений называл следователям, а четвертого хорошо запомнил и может узнать. Не смогла внести ясность даже запись камер наблюдения, зафиксировавшая преступление. Как следует из ответа на жалобу Евгения Федухина, «видеозапись не сохранилась по техническим причинам».
Вопросы без ответов
Для возобновления расследований потребовалось вмешательство уполномоченного по правам человека по Республике Карелия Александра Шарапова и республиканской прокуратуры. Прекращение дел признано незаконным. МВД республики признало доводы потерпевшего Федухина обоснованными. Прокуратура республики и омбудсмен заверили потерпевшего, что приостановить или закрыть дела о его избиении и краже телефона никто не может. Казалось бы – хэппи энд? Да вот только было это полтора года назад – в августе 2014-го. До сих пор полиция не может установить имя четвертого лица. И сможет ли – неизвестно.
Почему? Кто этот четвертый? И зачем всё затягивается?
Нанесенные побои здоровья инвалиду не добавили – теперь Евгений ходит с тростью и живет на маленькую пенсию с дочерью на иждивении. А знакомство с этой историей оставляет невеселое ощущение. Получается, что если вы обычный гражданин, то четверо пьяных могут запросто избить вас на глазах у всех, ограбить, унизить – и не понести за это никакого наказания. Разве это справедливо?