Администрация Петрозаводска готовит расторжение договора с перевозчиком, работающим на 29 маршруте, в одностороннем порядке. И.о. мэра карельской столицы Ирина Мирошник назвала 29-й самым проблемным маршрутом в городе. Мы решили сами съездить в поселок Сулажгорского кирпичного завода и узнать, как долго приходится стоять на остановках и на каких автобусах ездят пассажиры.
10:00 – выходим на остановку у Центрального рынка. Нам везет. Через 10 минут показывается маршрутка – старый, заляпанный грязью автобус. Пассажиров немного – есть даже свободные сидячие места – час пик миновал. Путь до СКЗ неблизкий, смотреть в окно скучно, и взгляд невольно акцентируется на особенностях салона: тряпки под креслом, разрисованные стены, заклеенные скотчем сиденья.
«На выборы не пойду!»
Дороги свободны, и ровно через полчаса мы выходим на центральной остановке поселка. В паре десятков метров от нее – продовольственный магазин. Продавец Валентина настроена решительно. Вопрос о транспорте вызывает у нее реакцию, на первый взгляд, не связанную с темой разговора: «На следующие выборы не пойду! Выбираем-выбираем, а все без толку!» Валентина хоть и работает в своем поселке, о проблемах 29-го информирована прекрасно. В ожидании автобуса, который в январе мог задержаться на час или два, в ее магазине находили крышу над головой, тепло и сочувствующего собеседника десятки людей. Здесь же можно найти расписание маршруток.
– За зиму точно половина поселка каждый день у меня бывала, прибегают, чтобы греться, пока автобус ждут, – говорит Валентина. – Особенно плохо стало, когда эта компания взялась обслуживать наш маршрут.
Кстати, «крыша над головой» – это не фигура речи. Найти зимой остановку в поселке не так-то просто. Лишь приглядевшись, можно увидеть небольшие площадки, где снег утоптан чуть сильнее, чем в других местах. Ни навеса, ни скамеек, ни каких-то опознавательных знаков здесь нет.
– У меня вторая группа инвалидности и профзаболевание, – рассказывает Галина Архипова. – И чтобы купить пачку таблеток, я стою по 2-3 часа на остановке без крыши. Снег, дождь – все равно! Дети стоят, пожилые люди. А куда денешься, если у нас ничего нет. Медпункт работает три раза в неделю, но там только прием врача. А за лечением и лекарствами – езжайте в город!
Катастрофа на «карельской Рублёвке»
СКЗ – пример того, насколько просто устроить экономическую и социальную катастрофу в одном районе города. Для этого не требуется больших усилий – нужно всего-навсего лишить его транспорта. В районе Сулажгорского кирпичного завода проживают полторы тысячи человек. Почти все они работают или учатся в Петрозаводске, до которого не меньше 10 километров. Читающие местную прессу помнят, что в самые сильные январские морозы на 29 маршруте работал всего один автобус. После крупного скандала с участием администрации Петрозаводска, депутатов Петросовета и жителей СКЗ компания-перевозчик сообщила, что вывела на линию 10 машин. Но у жителей Кирпичного своя арифметика.
– Вчера было четыре автобуса, – утверждает Лариса Карманова. – Это сами водители сказали, когда люди стали возмущаться, что снова приходится стоять по часу.
29 маршрут – один из самых длинных маршрутов в Петрозаводске. Он начинается на железнодорожной станции «Томицы» и заканчивается на улице Кемской. Только в одну сторону автобусу надо проделать путь, длиной в 24,5 километра, а потом вернуться обратно. По пути преодолеть несколько «пробок» и сделать 33 остановки. Как не опоздать на работу из этого района, если на маршруте всего 4 автобуса? Ответ очевиден – никак!
Какому работодателю нужен сотрудник, который не знает, приедет ли он завтра на работу вовремя, да и вообще, приедет ли? Ответ снова очевиден. Люди, от которых зависит руководство предприятиями, в кризисных условиях предъявляют к сотрудникам повышенные требования. И их можно понять. По словам местных жителей, первый автобус фактически появляется на остановке в 7.45 – 7.50. Даже если аккуратный человек приходит вовремя и садится в автобус, то он все равно опаздывает – не все учреждения работают с 9.00. Кстати, автобус вовсе не обязательно отправится 7.45. Его водитель может позволить себе опоздать, ссылаясь на тысячи причин. Ситуацией немедленно воспользовались городские таксисты.
– Таксисты уже говорят, что наш Кирпичный – это «карельская Рублёвка», – рассказывает Нина Лебедева. – Здесь, похоже, живут самые обеспеченные люди, потому что все на такси ездят. Платим – как повезет: от 160 до 400 рублей за поездку. Некоторые службы поднимают цены, зная, что нам деться некуда.
Ближайшая школа, куда ездят учиться дети из поселка, находится в районе улицы Мурманской. И если в семье нет машины, то на образовании ребенка можно поставить большой знак вопроса. О дополнительных знаниях тоже можно забыть. От секций и кружков приходится отказываться, потому что нет гарантии, что после вечернего занятия ребенок хоть на чем-нибудь сможет уехать домой.
Нина Лебедева много лет трудилась волонтером в детском доме на Ключевой. Но и ей пришлось расстаться с общественной деятельностью:
– Полтора часа на дорогу в один конец – это только время в пути. Но к нему надо прибавить еще время ожидания на остановке, а это зачастую те же полтора часа. Прибавьте к этому такой же обратный путь, и получится, что так ездить просто нереально!
Конечно, есть пенсионеры, которые никуда не ходят и не ездят ежедневно. Но и им нужны аптеки, госуслуги и магазины, которые есть только в Петрозаводске. Сворачивается в поселке и социальная жизнь. Жители сейчас обеспокоены разговорами о возможном закрытии Дома культуры. Заведующая – она же единственный сотрудник, библиотекарь и организатор всех мероприятий, точно так же стоит на остановках по два часа, пытаясь добраться на работу из Петрозаводска.
«Какое расписание?»
Александр Готовцев прожил в поселке Сулажгорского кирпичного завода 42 года. Сейчас мечтает продать свою «двушку» и, потеряв в деньгах и площади, купить маленькую однокомнатную квартиру в городе. А пока также мерзнет на остановках и тратит большие для пенсионера деньги на такси.
– Когда была встреча с депутатами, всем дали расписание. Но они даже по нему не ездят! И водители говорят, что они этого расписания в глаза не видели. Спрашиваю: «Вы по расписанию?» А они: «Какое расписание?» Многие не доезжают до конечной остановки «Станция Томицы», разворачиваются раньше и едут обратно. И люди там, в Томицах, не всегда могут дождаться автобуса.
Жители поселка не требуют невозможного. Они понимают, что их район значительно удален от города, да и людей здесь живет не слишком много. Никто не настаивает даже на обещанных перевозчиком во время встречи с депутатами 15 автобусах. И бог с ним, с 15-минутными перерывами между маршрутками! Так уж и быть, установите полчаса, но соблюдайте расписание, которое сами же составили! Кстати, по какому графику автобусы ездят сейчас, не знает никто. Во время встречи жителей поселка с чиновниками администрации, депутатами Петросовета и представителями компании-перевозчика всем был выдан один вариант графика. Спустя несколько дней на центральной остановке поселка появился другой. И оба не соблюдаются.
– Вот пошла речь о 15 автобусах. А нам не надо 15 автобусов – здесь народу столько нет! Пусть будет 8 или 10. Утром – больше, днем – меньше. Но чтобы если в расписании сказано, что рейс, допустим, в 7.30, то человек, выходя на остановку, должен быть уверен, что он уедет! – считает Алексей Востряков. – И над самим маршрутом надо подумать: может, сделать его короче, чтобы автобусы быстрее возвращались, или по городу пустить по другому пути – транспортная схема должна быть продуманной.
На ожидание автобуса из поселка в город у нас уходит 30 минут. Маршрутка на этот раз относительно новая и даже чистая. То есть, в принципе, это возможно: и более-менее человеческий интервал, и автобусы, не вызывающие сомнений в том, что они смогут доехать до конечного пункта.
Невозможное возможно
За работу маршрута № 29 отвечает не только администрация горда, но и транспортное предприятие, которое заключило соглашение с мэрией. Называется оно ООО «АТП №4 Тосноавто» и зарегистрировано в Ленинградской области. На карельском транспортном рынке перевозчик появился в августе 2012 года. Через несколько месяцев после того, как главой республики стал Александр Худилайнен. Тогда компания приняла участие в конкурсе на пассажирские перевозки и выиграла право обслуживать 4 маршрута. Вопросы у горожан и администрации к этому перевозчику были всегда. Но контракт, заключенный с мэрией Петрозаводска, представляет собой чудо юридической мысли. Для того чтобы он был расторгнут, «Тосноавто» надо допустить труднодостижимую совокупность ошибок и нарушений. В 2014 году мэрия уже пыталась расторгнуть соглашение с «Тосноавто», но проиграла суд. Однако сейчас невозможное сделано!
– Очень сложно было отрегулировать этот вопрос, потому что контракт, заключенный в 2013 году, настолько лоялен к перевозчику, что нужно добиться совпадения очень многих факторов, – рассказывает и. о. мэра Петрозаводска Ирина Мирошник. – Это и техническое состояние автобусов, и нарушение интервалов – такого рода претензий должно быть накоплено много. Но сейчас эти факторы совпали, и администрация имеет основания для расторжения договора в одностороннем порядке.
Правда, жители СКЗ не торопятся радоваться. Расторгнуть договор с перевозчиком процессуально непросто, но возможно. А насколько реально найти компанию, которая возьмется обслуживать отдаленный район по городским тарифам? Каким будет следующий контракт? Ведь известно, что перевозки – это бизнес, а любой бизнес руководствуется соображениями выгоды.
Впрочем, легко предсказать, когда в поселок кирпичного завода отправятся автобусы, следующие друг за другом с интервалом в те самые 15 минут. А заодно, когда там что-нибудь покрасят, отремонтируют и – кто знает – может быть, даже обустроят остановки. Перед предстоящими выборами! Но жители поселка понимают: в этом случае автобусы будут ненадолго, что повесят – то снимут, что починят – снова сломают. А на свежей краске появится столь знакомое всем слово.